Какие изменения и дополнения внесли в новый закон «О прокуратуре»
В Конституционный закон «О прокуратуре», который 5 ноября подписал президент Касым-Жомарт Токаев, внесли изменения и дополнения, несущие уточняющий характер. О них рассказал начальник отдела прокуратуры Алатауского района города Алматы Мади Айхимбеков, передает корреспондент prosud.kz.
Согласно закону закрепляется право генерального прокурора обращаться:
- в Конституционный суд в соответствии с п. 4 ст. 72 Конституции (дать официальное толкование норм Конституции РК);
- в Верховный суд с предложением о даче разъяснения судам по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным делам и делам об административных правонарушениях.
Изменения по актам прокуратуры
По протестам:
Прокурор вправе установить иной срок рассмотрения протеста, обусловленный необходимостью подготовки и принятия по нему решения, но не менее трех рабочих дней (в старой редакции этот срок был установлен как не менее десяти календарных дней).
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может отозвать принесший его, либо вышестоящий прокурор.
По постановлениям:
Ст. 37 дополнили пунктами:
- о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- о прекращении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;
- об отмене дисциплинарных взысканий и поощрений, налагаемых органами уголовно-исполнительной системы в отношении лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также подучетных службам пробации;
- о приостановлении акта или действия должностного и иного лица на срок не более трех рабочих дней;
- об отмене незаконных актов судебных исполнителей;
- о принудительном исполнении акта прокурорского надзора.
Обращение
Согласно новым изменениям, руководители органов военной и транспортной прокуратур, районные и приравненные к ним прокуроры вправе выступить с обращением к должностным лицам, госорганам, физическим и юридическим лицам для обеспечения законности и общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно старой редакции это право было только за генеральным прокурором и его заместителями, прокурорами областей и приравненным к ним прокурорами.
Акт прокурорского реагирования «Разъяснение закона» заменили на «Разъяснение о недопустимости нарушений законов Республики Казахстан».
После внесения актов прокурорского надзора и реагирования сроки для привлечения к ответственности лиц, совершивших нарушения, приостанавливаются до принятия решения по данному акту в порядке, который определяется законами РК.
Отныне, проверки соблюдения законности назначаются и проводятся прокурором по поручению президента или генпрокурора, также по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 18 закона.
То есть, по решению заместителей генпрокурора, руководителей органов военной и транспортной прокуратур, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров (городов республиканского значения и столицы), районных и приравненных к ним (городских, межрайонных, а также специализированных) прокуроров о назначении и проведении проверки соблюдения законности принимаются для защиты прав, свобод и законных интересов:
- лиц, которые в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;
- неограниченного круга лиц;
- лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности РК;
- субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
- свключен пункт по правам несовершеннолетних лиц.
По обращениям:
Органы прокуратуры рассматривают обращения:
- для защиты и восстановления прав и законных интересов человека и гражданина, если они в силу физиологических особенностей, психических отклонений и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, несовершеннолетних лиц, а также неограниченного круга лиц;
- для защиты и восстановления прав и законных интересов человека и гражданина, общества или государства, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, либо в случаях отсутствия такого органа;
- для защиты и восстановления прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц, иных организаций независимо от форм собственности;
- для предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности РК;
- по фактам нарушений законности, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
- по поручениям президента;
- по поручениям генпрокурора.
Срок рассмотрения обращения составляет 15 рабочих дней со дня его поступления в органы прокуратуры, если иное не предусмотрено законами РК.
Вместе с тем, в закон добавили статью «Досудебное урегулирование жалоб на решения, акты прокуратуры и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры».
Жалоба на решения, акты прокуратуры, либо действия (бездействие) прокурора подается в органы прокуратуры не позднее 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно об этом, и рассматривается вышестоящим прокурором.
Эти требования не распространяются на жалобы, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным законодательством, гражданским процессуальным законодательством, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, законодательством в сферах контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней. В случае пропуска по уважительной причине срока для обжалования срок по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен органом прокуратуры, рассматривающим жалобу, если иное не предусмотрено законами.
Результаты рассмотрения жалобы в досудебном порядке являются основанием для обжалования решения, акта и действия (бездействия) прокурора в суд в порядке, который предусматривает Административно процедурно-процессуальный кодекс РК.