Антимонопольщики рассказали о борьбе с посредниками в продаже угля

11.03.2024
Алан Марат
Фото: pixabay
Читайте нас в

Территориальные департаменты Агентства по защите и развитию конкуренции завершили анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации угля за 2022 год и I полугодие 2023 года, сообщает prosud.kz.

Конечные потребители приобретают коммунально-бытовой уголь у региональных угольных операторов, имеющих на праве собственности или иных законных основаниях инфраструктуру (ж/д тупики, базы хранения и т. д.).

В свою очередь, они покупают уголь, либо у непосредственных производителей (угольные разрезы), либо у угольных трейдеров, занимающихся перепродажей угля, не имея ни ж/д тупиков, ни баз хранения и т. д.

Ранее до 2022 года основные производители коммунально-бытового угля (Каражыра и Шубарколь Комир) осуществляли реализацию угля непродуктивным посредникам в количестве от 2 до 18 из года в год в объеме до 97%.

Далее угольные трейдеры с надбавкой в среднем 40-45% перепродавали коммунально-бытовой уголь конечным реализаторам — угольным тупикам. Доля угля, продаваемого угольными тупиками на бирже, увеличили с 10% до 50% с 2021 года для исключения посредников и обеспечения доступа к угледобывающим предприятиям. Планируется увеличение этой доли до 80%, — пресс-служба АЗРК

В 2024 году примут комплекс мероприятий по совершенствованию биржевых торгов углем, включая ужесточение требований к биржам, доступа к торгам и т. д.

Также АЗРК планирует провести анализ состояния конкуренции рынка оптовой реализации угля для выявления обладателей ключевой мощности, а также регламентации реализации угля (вне бирж) в части первоочередных поставок в адрес квалифицированных поставщиков.

Эти меры позволят стабилизировать рост цен на коммунально-бытовой уголь, сократить посреднические схемы и увеличить число поставщиков угля и конкуренции между ними.