Дана Токмурзина: Как представителю истца построить свою позицию на этапе кассации

27.09.2022
Алан Марат
из личного архива
Читайте нас в

Просто поделюсь мыслями относительно того, как истцу и представителю истца следует построить свою позицию на этапе кассационного обжалования в административном суде, чтобы достичь реальной цели клиента.

The objective has a value – Цель имеет ценность. Почему я заостряю на этом внимание консультантов/адвокатов?

Часто вступая в судебный процесс, у представителя может возникнуть несколько целей:

  • выиграть дело;
  • впечатлить клиента выступлением;
  • замучить ответчика в процессе задавания вопросов прерыванием, опровержением;
  • вступить в словесную дуэль со второй стороной и победить противника;
  • продемонстрировать навыки убедительного и длинного письма, чтобы впечатлить клиента и может быть судью.

На самом деле, если говорить с позиции клиента, то ему нужен только положительный результат. Ему нужна защита его прав.

Если говорить с позиции судьи, то ему нужны просто и понятно изложенная жалоба и конкретное, лаконичное выступление сторон в суде, чтобы принять справедливое решение.

  1. Жалобу лучше изложить на 5 листах. Еще раз напоминаю, что 25-30 листов жалобы запоем не читаются. Краткость – сестра таланта.
  2. Из 20 возможных аргументов выберите, максимум, 5 самых лучших. Опишите их очень хорошо. Если растечься по древу и писать все 20 аргументов, то фокус у читателя просто рассеивается, и возникает мысль, что у стороны нет сильных аргументов, поэтому проводится мероприятие «помести по сусекам».
  3. Не надо цитировать на 10 страниц программные документы правительства, администрации и комментарии ОЭСР. Поверьте, судьи в кассации все это читали и знают. Если очень хочется, просто вынесите эти документы в приложение, а в жалобе подпунктом укажите основное.
  4. Абсолютно не рекомендую подавать кассационную жалобу через одну основную и 5 дополнений к жалобе. Все дайте в одном документе. Часто в день заседаний представители говорят: «Я за час до процесса в Судебный кабинет закинул еще один допик. Прошу приобщить».

Товарищи, с материалами дела судья ознакамливается заранее. Он не сидит все время в Судебном кабинете в ожидании очередного допика прямо перед процессом. Составление большого количества допиков в третьей инстанции вызывает вопрос, а что делали в первых двух инстанциях?

О выступлении

С точностью могу сказать, что в кассации по всем категориям дел всех коллегий судьи приходят на процесс, ознакомившись с материалами.

Судья-докладчик до атомов уже изучил дело, сделал себе кучу закладок в материалах и распечатал, что нужно. Все председательствующие судьи составов до процесса также вычитывают жалобы трех инстанций и решения двух судов. Это очень ответственные люди. Боковой судья также до процесса вашу кассационную жалобу уже прочел.

Не надо:

  • зачитывать жалобу в полном объеме вслух;
  • перечислять реквизиты (номера и даты) всех документов, использованных в деле, включая судебные акты;
  • пытаться переубедить вторую сторону. Вы пришли убедить суд;
  • говорить «все написано в жалобе, прошу поддержать». Все-таки выступить нужно;
  • говорить то, в чем не уверены.

Надо:

  • проверить, что микрофон хорошо работает и вас слышно;
  • выступать из помещения, не с улицы под завывающий ветер;
  • коротко напомнить фабулу и сразу перейти к основным аргументам;
  • каждый аргумент вычленить;
  • не тараторить.

Желаю достичь истинной цели.

P.S. Когда была консультантом и представляла клиентов в суде, запомнилось две цитаты судей:

  1. «А у вас гонорар зависит от количества страниц?».
  2. «Консультанты как будто приходят ставить представление и ожидают в судьях увидеть благодарных зрителей концерта. Концерт-то мы посмотрим, но как это связано с делом?»

Дана Токмурзина,

судья Верховного суда Республики Казахстан