Дело Бишимбаева: прокуроры изменили обвинение в адрес Байжанова
Второму подсудимому по делу экс-министра Бишимбаева — Бакытжану Байжанову пересмотрели обвинительный акт. Суд продолжится 2 мая, передает корреспондент prosud.kz.
Сегодня в суде по уголовным делам Астаны должны были начаться прения по делу Куандыка Бишимбаева. Его обвиняют по двум статьям УК РК:
- «Убийство, совершенное с особой жестокостью»;
- «Истязание лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного».
Однако разбирательство отложили из-за отсутствия подсудимых в зале суда.
В конвойной службе возникли неполадки, и подсудимые будут доставлены после 11:00. Главное судебного разбирательство откладывается на 14:30, поскольку пока конвой приедет, будет уже 12:00, часа на судебное заседание не хватит. Поэтому судебное заседание будет продолжено в 14:30, — объяснила судья Айжан Кульбаева.
Однако и после обеда выступления сторон не состоялись. Вместо ожидаемых прений, прокурор Саяхат Нурбеков подал ходатайство возобновить судебное следствие в части квалификации в отношении Байжанова.
Сторона обвинения отказывается от обвинения в отношении Байжанова в ч. 434 ст. УК РК — «Недонесение о преступлении». Продолжить рассмотрение уголовного дела по ст. 432 УК РК — «Укрывательство». Укрывательство преступления является одной из форм противодействия осуществления правосудия. Байжанов, не предпринимая мер по разоблачению лица, совершившего преступление, совершил преступное деяние, направленное на сокрытие особо тяжкого преступления, — заявил гособвинитель.
По его словам, 9 ноября 2023 в 10:00 Байжанов, узнав, что ночью было избиение, по указанию Бишимбаева прибыл в ресторан и прошел в вип-кабинку, где находились Бишимбаев и Нукенова. Бишимбаев попросил, чтобы никто не заходил и попросил принести одеяло.
Далее, забрав одеяло из раздевалки, Байжанов занес его в вип-кабинку и увидел Нукенову в бессознательном состоянии в позе полулежа, нехарактерной здоровому человеку, со множественными травмами на лице и других видимых частях тела. Кроме того, Байжанов заметил беспорядок внутри кабинки, повреждения двери, разбитую посуду, вырванные волосы, кровь и понял, что Бишимбаев в очередной раз избил Нукенову. В 10:22, получив сообщение от администратора о прибытии сотрудников СГО для осмотра ресторана, Байжанов дал указание не запускать их, тем самым пытался организовать препятствие сотруднику госоргана пройти в ресторан с целью укрытия преступления, — отметил прокурор.
Далее, по версии обвинения, Байжанов перекрыл самолично вход в вип-кабинку деревянным ящиком с цветами. Кроме того, попросил управляющую ресторана принести в ресторан женскую одежду, которую занес в вип-кабинку.
Он же дал команду управляющей без указания причины закрыть ресторан, распустить персонал и закрыть вход.
Далее в 13:21 после поступления сообщения от Бишимбаева об удалении всех записей с камер, зная о наступлении смерти Нукеновой, Байжанов для сокрытия следов преступления поручил удалить все записи с видеокамер всего Гастроцентра… На протяжении дня Байжанов неоднократно заходил в кабинку, где видел Нукенову, лежащую в одном и том же положении неподвижно и без признаков живого человека, но Байжанов не предпринял меры для оказания помощи. Вместо этого Байжанов, осознавая, что имеется реальная угроза разоблачения преступления, скрывая улики, принял меры для укрывательства… Таким образом Байжанов совершил преступление предусмотренное ст. 432 УК РК. Просим принять новую формулировку обвинения в отношении Байжанова, — зачитал прокурор.
Защитник Бакытжана Байжанова попросил время для ознакомления с новым обвинительным актом, так как «прокуратура не просто сняла обвинение по одной из статей, но и иначе сформулировала его». В этой связи рассмотрение дела перенесли на 10:00 2 мая.
Брат погибшей Салтанат Нукеновой Айтбек Амангельды посчитал это ожидаемым фактом.
В части изменения статьей в обвинительном акте, точнее, исключение одной из статей, это было ожидаемо, потому что одна статья исключает другую — невозможно одновременно и не сообщать, и заниматься укрывательством, помогать в сокрытии. Поэтому это был только вопрос времени и в этом нет ничего такого, — сообщил Амангельды.