Экс-чиновникам и судьям хотят смягчить условия возврата на службу

28.02.2024
Алан Марат
Фото: из открытых источников
Читайте нас в

Депутаты Мажилиса на пленарном заседании палаты одобрили в первом чтении проект закона, которым предлагается смягчить условия приема на госслужбу уволенных за совершение дискредитирующего госслужбу проступка чиновников, передает корреспондент prosud.kz.

Председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазакбай отметил, что проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан» разработан в реализацию нормативного постановления Конституционного суда от 6 марта 2023 года.

Так, по его словам, Конституционным судом рассмотрено обращение гражданина Аргумбаева о соответствии Конституции п.п. 6 п 3 статьи 16 Закона «О государственной службе РК». Данная норма ограничивает в течение трех лет прием на госслужбу граждан, которые привлекались к дисциплинарной ответственности за проступок, дискредитирующий госслужбу. При этом, по его словам, на госслужбу пожизненно не допускаются граждане, уволенные за совершение такого проступка.

Конституционным судом отмечено, что право граждан на доступ к госслужбе может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. По мнению Конституционного суда, граждане совершившие административное или уголовное правонарушение находятся в более благоприятном положении по сравнению с лицами, для которых запрет на поступление на госслужбу, связан с их увольнением за допущенные дисциплинарные поступки. Положение п.п. 6 пункта 3 статьи 16 закона «О госслужбе» приводит к ущемлению конституционных прав граждан и не отвечает требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности. В соответствие с правовой позицией Конституционного суда для устранения таких недостатков законопроектом предусматривается поправки в закон о госслужбе, - Дархан Жазакбай

Одобренный в первом чтении законопроект включает поправки в статьи 16, 59, 61, 64-1 закона «О госслужбе».

Вместо бессрочного запрета устанавливается 2-х летний срок ограничения принятия на госслужбу гражданина уволенного за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего госслужбу. Водится двухлетний срок ограничения на принятие гражданина, уволенного по отрицательным мотивам с правоохранительной службы, специальных органов и воинской службы, поскольку законопроектом меняется редакция норм по самим ограничениям…
Принятие законопроекте не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, - Дархан Жазакбай

Председателя комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Снежанна Имашева добавила, что Конституционным Судом подпункт 6) пункта 3 статьи 16 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» признан не соответствующим Конституции в части установления бессрочного запрета на поступление на государственную службу граждан, уволенных за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу.

В этой связи, по ее словам, законопроект предлагает установить следующие сроки ограничения для уволенных с государственной службы:

  • один год – лицам, уволенным за несоблюдение ограничений, установленных законами, или служебной этики (в действующем не установлен);
  • два года лицам, уволенным за дисциплинарные проступки;
  • три года лицам, совершившим административные коррупционные правонарушения или уголовные проступки;
  • пять лет лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

При этом, бессрочное ограничение сохраняется для лиц, совершивших коррупционные, тяжкие и особо тяжкие преступления, также для лиц, совершивших преступления в составе преступной группы.

В Нормативном постановлении от 14 июля 2023 года Конституционный Суд указал, что судья, прекративший полномочия по такому отрицательному мотиву как несоответствие занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, может реализовать конституционное право на свободу труда в иных сферах, в том числе на государственной службе. В этой связи законопроект предлагает возможность судьям, прекратившим полномочия по указанному основанию, поступить на государственную службу сразу же после прекращения полномочий, без каких-либо временных ограничений, - Снежанна Имашева

Депутат Айдос Сарым в ходе обсуждения напомнил, что в прошлом году был принят закон , предусматривающий введение контроля за расходами и доходами госслужающих и приравненных к ним лиц.

Согласно закона с 2027 года в случае превышения расходов над доходами будет налагаться административный штраф. Эти лица подлежат увольнению. Кроме того этим же законом было установлено ограничение на их поступление на госслужбу сроком до 3-лет. В рассматриваемом законопроекте предложено сократить этот срок до 2 лет. У меня вопрос - поясните целесообразность такого смягчения требований в отношении лиц, уволенных за незаконное обогащение? - Айдос Сарым

Депутат Унзила Шапак в свою очередь коснулась возможности принятия на службу судей, уволенных по отрицательным мотивам.

За последние пять лет из судебной системы по отрицательным мотивам было уволено 40 судьей и это судьи, совершившие порочащие поступки, противоречащие судебной этике или грубо нарушившие законность при отправлении правосудия. В проекте предусматривается возможность принятия на госслужбу бывших суде, уволенных по отрицательным мотивам, через два года после увольнения. При этом по действующему законодательству уволенные судьи не могут поступить на такие виды госслужбы как правоохранительная, воинская служба и служба в спецгосорганах. Считаете ли вы возможным разрешить таким судьям поступать на правоохранительную службу через два года, или иной срок. Либо надо сохранить пониженный запрет как в действующих законах? - Унзила Шапак

К слову отвечая на вопрос замгенпрокурора Асет Чиндалиев отметил сомнения о том, как он будет работать в правоохранительных органах, если судья принимал неверное решение. Поэтому в Генпрокуратуре считают, что пожизненный запрет должен оставаться в силе.