Госзакупки, иждивенчество и строительство: о чем еще говорил Токаев
Президент Казахстана выступил на совместном заседании палат парламента, сообщает prosud.kz.
Госзакупки, ГЧП и строительная отрасль
На рассмотрении Мажилиса находится законопроект о госзакупках. Документ нуждается в доработке.
- Здесь основным ориентиром является недопущение различных толкований норм закона, а также требований и критериев, предъявляемых к поставщикам.
- Следует усилить ответственность поставщиков за срыв сроков и ненадлежащее качество работ, особенно в сфере строительства.
Несмотря на прилагаемые усилия все еще не раскрыт огромный потенциал государственно-частного партнерства.
- Инструмент у нас внедряется преимущественно в социальной сфере, которая, как правило, не генерирует достаточного дохода. Другими словами, мы вливаем средства в строительство объектов в рассрочку, невыгодное для государства.
- Не надо «изобретать велосипед» – используйте передовой мировой опыт, привлеките международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы. Эту задачу требуется решить оперативно.
Актуальной проблемой является отсутствие эффективного регулирования строительной отрасли, играющей большую роль в социально-экономической жизни страны.
- Инвесторы теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов.
- Полтора года назад я поручал разработать Градостроительный кодекс, соответствующий лучшим мировым практикам. В мой адрес поступает много обращений от экспертов и бизнес-сообщества, что проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Поэтому проект нужно основательно доработать.
- В настоящее время активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере.
- В отрасли также накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ.
- Одним из факторов, сдерживающих развитие строительного сектора, да и экономики в целом, все еще остается коррупция.
Необходимо принять системные меры для комплексной либерализации экономики.
- Ключевым направлением в рамках либерализации экономики станет проведение эффективной приватизации.
- В свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям. Не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации, что создает коррупционные риски.
- Серьезные реформы предстоит провести в квазигосударственном секторе. Надо поставить точку в вопросе, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию.
- Поручаю Правительству совместно с АСПИР, Агентством по защите и развитию конкуренции в течение месяца подготовить Указ о либерализации экономики.
Крайне важен и жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий.
- У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда.
- В рамках исполнения моего поручения Карагандинский комбинат передан национальному инвестору.
- Для обеспечения бесперебойной работы комбината и недопущения аварий следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу.
Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях.
- В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока.
- Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой.
Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора.
- Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2.
- Более десяти лет (с 2012 года) не можем восстановить энергоблок на Экибастузской ГРЭС-1.
- В целом, приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды.
Особое внимание нужно уделить социальной сфере.
- Надо повысить эффективность и адресность социальной помощи.
- Государственную социальную поддержку получают около 4,5 млн человек, или почти каждый пятый житель страны. При этом большинство из них вполне способны работать.
- Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах.
- Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили.
- Существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит.
- Имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли.
- Необходимо сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан.