Как будут вести национальную часть реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС

И.о. министра торговли и интеграции приказом от 13 марта 2025 года обновил Правила принятия решений о включении или исключении органов по оценке соответствия в национальную часть (из национальной части) единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС, сообщает prosud.kz.
В частности, в правилах определено понятие «орган по аккредитации» — республиканское государственное предприятие, осуществляющее деятельность по аккредитации и являющееся членом международных организаций по аккредитации.
Включение или исключение органов по оценке соответствия в национальную часть (из национальной части) единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (Реестр) осуществляется органом по аккредитации по результатам рассмотрения материалов Комиссией по рассмотрению вопроса включения или исключения органов по оценке соответствия в национальную часть (из национальной части) единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС (Комиссия), создаваемой руководителем органа по аккредитации.
Для проверки соответствия заявителя условиям включения в Реестр орган по аккредитации в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации вносит на рассмотрение Комиссии материалы с приложением информации о соответствии органа по оценке соответствия условиям.
Комиссия рассматривает материалы в течение 10 рабочих дней со дня внесения органом по аккредитации. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены Комиссии.
Комиссия рассматривает материалы и информацию на соответствие органа по оценке соответствия следующим условиям:
для органов по подтверждению соответствия:
- наличие действующего аттестата аккредитации в соответствии с законодательством РК в области оценки соответствия в заявленной области;
- наличие у органа по подтверждению соответствия в области аккредитации продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (для органов по подтверждению соответствия, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС), или продукции, включенной в единый перечень (для органов по подтверждению соответствия, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции, включенной в единый перечень);
- наличие в штате органа по подтверждению соответствия экспертов-аудиторов по продукции по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляющих деятельность на основе трудового договора в одном органе по подтверждению соответствия;
- отсутствие у руководства органа по подтверждению соответствия непогашенной или не снятой уголовной судимости, возникшей в связи с незаконной выдачей документов по оценке соответствия или административного взыскания за совершение административного правонарушения в области оценки соответствия;
- отсутствие в течение срока действия аттестата аккредитации, выявленных в течение года нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства РК или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов ЕАЭС, также случаев массовых нарушений (пять и более) в отношении одного технического регламента и (или) многочисленных нарушений (десять и более) по трем и более техническим регламентам или систематических нарушений (периодически повторяющиеся нарушения три и более) за время действия аттестата аккредитации, необоснованной выдачи сертификатов соответствия;
- наличие у органа по подтверждению соответствия на законном основании помещений и оборудования, в объеме не менее 50%, обеспечивающее проведение исследований (испытаний) и измерений характеристик (показателей) продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации на соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС, а также продукции, включенной в единый перечень;
- отсутствие в штате органа по подтверждению соответствия лиц, в том числе экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, допустивших нарушения в течение года, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства РК или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов ЕАЭС, также случаев массовых нарушений (пять и более) в отношении одного технического регламента и (или) многочисленных нарушений (десять и более) по трем и более техническим регламентам или систематических нарушений (периодически повторяющиеся нарушения три и более) за время действия аттестата аккредитации, необоснованной выдачи сертификатов соответствия;
- отсутствие в течение 1 года, предшествующего дню подачи материалов внесения на рассмотрение Комиссии доказанных фактов нарушений при проведении совместных работ по подтверждению соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органов по оценке соответствия иностранных государств, в результате которых были допущены случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов о подтверждении соответствия;
- наличие у юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве органа по подтверждению соответствия, финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения выполнения в заявленном объеме работ по обязательной сертификации, в том числе для обеспечения ответственности за нарушение правил выполнения работ по подтверждению соответствия перед заказчиками (сумма страхования или размер уставного капитала).
Органы по подтверждению соответствия, которые прекратили деятельность в качестве субъекта аккредитации и при этом не прекративших действие выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, выданных в рамках обязательной сертификации, либо не осуществивших передачу функций по проведению инспекционного контроля другим органам по подтверждению соответствия не включаются в Реестр.
для лабораторий:
- наличие действующего аттестата аккредитации в соответствии с законодательством РК в области оценки соответствия;
- наличие у лабораторий в области аккредитации продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (для лабораторий, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС), или продукции, включенной в единый перечень (для лабораторий, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции, включенной в единый перечень);
- отсутствие у руководства лаборатории непогашенной или не снятой уголовной судимости, возникшей в связи с незаконной выдачей документов по оценке соответствия или административного взыскания за совершение административного правонарушения в области оценки соответствия;
- наличие у руководителя и заместителей руководителей лаборатории высшего образования по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим всей области аккредитации или ее части, опыта работы в области оценки соответствия не менее 5 лет, при этом учитывается опыт работы в течение 10 лет предшествующих дню направления лабораторией материалов;
- отсутствие в течение срока действия аттестата аккредитации, выявленных в течение года нарушений, а также лиц, допустивших нарушения повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства РК или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов ЕАЭС, также случаев массовых нарушений (пять и более) в отношении одного технического регламента и (или) многочисленных нарушений (десять и более) по трем и более техническим регламентам или систематических нарушений (периодически повторяющиеся нарушения три и более) за время действия аттестата аккредитации, необоснованной выдачи протоколов испытаний, в том числе в отношении продукции, на которую не распространяется область аккредитации лаборатории;
- отсутствие в течение 1 года, предшествующего дню подачи материалов внесения на рассмотрение Комиссии доказанных фактов нарушений при проведении совместных работ по подтверждению соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органов по оценке соответствия иностранных государств, в результате которых были допущены случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов о подтверждении соответствия;
- наличие у юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве лаборатории, финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения выполнения в заявленном объеме работ по обязательной сертификации, в том числе для обеспечения ответственности за нарушение правил выполнения работ по подтверждению соответствия перед заказчиками (сумма страхования или размер уставного капитала).
Со дня принятия решения Комиссии орган по аккредитации в течение 2 рабочих дней принимает решение о включении органа по оценке соответствия в Реестр. Соответствующее уведомление направляют органу по оценке соответствия.
В случае несоответствия органа по оценке соответствия условиям включения в Реестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения Комиссии орган по аккредитации отказывает в включении органа по оценке соответствия в Реестр с соблюдением требований, установленных статьей 73 АППК РК.
Исключение органа по оценке соответствия из Реестра оформляют решением органа по аккредитации со дня принятия решения Комиссии в течение 2 рабочих дней в случаях:
- поступления заявления в орган по аккредитации от органа по оценке соответствия об исключении из Реестра;
- отзыва, прекращения действия, приостановления, лишения, аннулирования аттестата аккредитации органа по оценке соответствия;
- несоответствия органа по оценке соответствия условиям включения в Реестр.
В правилах говорится, что сведения из Реестра являются открытыми и общедоступными.
Приказ вводится в действие с 6 апреля.