Как Конституционный суд обеспечивает инклюзию
Конституционный закон «О Конституционном Суде Республики Казахстан» предусматривает условия инклюзивного характера, которые позволяют гражданину быть равным с другими при обращении в Конституционный суд, сообщает prosud.kz.
Принцип равенства и недискриминации в вопросах доступа к государственным услугам и правосудию являются важной частью концепции защиты конституционных прав человека.
Действующий порядок для обращений граждан в Конституционный суд устанавливает следующие права заявителя с целью недопущения его дискриминации в доступе к конституционному производству.
Первое. В соответствии со ст. 36 Конституционного закона участвующим в конституционном производстве гражданам, имеющим инвалидность по слуху, предоставляется услуга специалиста жестового языка (сурдоперевод) за счет средств государства.
Второе. Согласно п. 5 ст. 41 Конституционного закона граждане, имеющие право на получение гарантированной государством юридической помощи, могут обратиться в Конституционный суд с просьбой о назначении адвоката или юридического консультанта для представления и защиты их интересов в конституционном производстве. Участие адвоката или юридического консультанта обеспечивается соответствующим постановлением, направляемым в коллегию адвокатов или палату юридических консультантов по выбору заявителя.
Третье. С января 2024 года за обращение в Конституционный суд декабря 2023 года государственная пошлина будет равна нулевой ставке (ранее предполагалось введение в действие нормы о государственной пошлине в размере 1 МРП). В Налоговый кодекс внесены соответствующие изменения 12 декабря 2023 года.
Четвертое. При обращении и в рамках конституционного производства предусмотрен институт представительства не только в лице адвокатов, юридических консультантов. Также интересы обратившегося гражданина могут представлять уполномоченные лица организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, права и интересы других лиц (статья 41 Конституционного закона).