Как пожаловаться на предпринимателя через систему e-tutynushy
Жалобы на нарушения прав потребителей растут с каждым годом. Увеличение роста жалоб свидетельствует, с одной стороны, о повышении уровня потребительской культуры, с другой – о росте недобросовестной предпринимательской деятельности, сообщает prosud.kz.
По оперативным данным за 2023 года в комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило порядка 43 тыс. обращений.
Из общего числа:
- правовую помощь оказали 21 059 потребителям;
- удовлетворили 15 042 требования потребителей;
- в рамках АППК направлены в профильные министерства и комитеты по компетенции для проведения совместной работы 5 587 дел
- 1 290 отзывов, остатков, исковой работы.
В том числе, через систему e-otinish поступило 15 727 обращений.
Как показывает анализ жалоб, не каждый потребитель желает самостоятельно разрешать потребительский спор с предпринимателем, доказывая свою правоту, – пресс-служба КЗПП
С 1 января 2021 года запущена и функционирует Единая информационная система защиты прав потребителей e-tutynushy.kz, которая предназначена для оперативного и качественного рассмотрения обращений потребителей
Потребитель, прежде чем обращаться в уполномоченный орган, вправе решить вопрос напрямую с субъектом бизнеса. Если субъект бизнеса не ответит на обращение в течение 10 дней, потребитель обращается в адрес государственного органа в сфере защиты прав потребителей.
Как разместить жалобу в ЕИС?
Потребителю нужно зарегистрироваться на сервисе, указав ФИО, ИИН, электронный адрес и телефон для обратной связи.
Находясь в торговой точке (на месте оказания услуги, выполнения работы), необходимо на главной странице www.e-tutynushy.kz выбрать организацию для подачи обращения, перейти на «отправить обращение», затем заполнить форму.
Основное условие для подачи обращений – наличие документов, подтверждающих возникновение потребительского спора с субъектом бизнеса.
Как предпринимателю увидеть эту жалобу?
Для этого предприниматель должен зарегистрироваться в e-tutynushy.kz, что позволит ему:
- получать жалобы от потребителей напрямую;
- своевременно урегулировать спор на первом этапе, разрешив его мирным путем «здесь и сейчас», без участия внешних сторон, что гораздо выгоднее и предпринимателю, и потребителю;
- повысить юридическую грамотность и качество обслуживания потребителей;
- положительное влияние на деловую репутацию.
Согласно ст. 6-3 закона «О защите прав потребителей» регистрация субъектов бизнеса в ЕИС является добровольной.
В декабре 2021 года была проведена интеграция платформы e-tutynushy.kz и e-otinish.kz, в случаях если потребитель не получил ответ в течение 10 дней от субъекта бизнеса, то потребитель вправе перейти по ссылке eOtinish для обращения в уполномоченный госорган.
В ЕИС реализована первая ступень рассмотрения жалоб потребителей к представителям бизнеса.
За консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» КЗПП: 8 (7172) 74-98-32, 75-06-49, 74-98-36.