Какие нарушения чаще выявляют у интернет-торговцев

24.08.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

В 2022 году объем покупок в электронных магазинах увеличился на 33%. Казахстанцы совершили 50 млн покупок в различных маркетплейсах на сумму более 1,3 трлн тенге, сообщает prosud.kz.

Однако есть случаи, когда товар из интернет-магазина не соответствуют качеству. После этого граждане обращаются к специалистам в области защиты прав потребителей с просьбой вернуть им товар и деньги или обмен на аналогичную.

Главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Жетысуской области Газиз Аманжолулы провел прямой эфир с руководителем интернет-радио «De-facto FM», общественной активисткой Гульвирой Таубалдиновой, где они разъяснили пути возврата некачественных товаров из интернет-магазинов.

По словам специалиста департамента, при совершении покупок в интернет-магазинах чаще всего встречаются такие нарушения прав потребителей:

  • непредоставление потребителю информации о товаре, способах оплаты, доставки, возврата или обмена;
  • непредоставление информации о продавце;
  • отказ в обмене или возврате товара, обман потребителей;
  • несоответствие товара требованиям безопасности;
  • предоставление некачественного товара;
  • факты непредставления документов, подтверждающих факт приобретения товара, несоблюдения продавцами сроков поставки товара;
  • отсутствия письменного ответа на жалобу.

В случае невозможности самостоятельно решить проблему со стороны потребителя стоит обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей в регионах.

Спикер также рассказал об изменениях в закон, касающихся онлайн-торговли. 29 июня 2023 года в Мажилис внесли новую редакцию проекта закона «О защите прав потребителей».

Законопроект усилит общественные институты, дебюрократизирует систему защиты прав потребителей, введет гражданскую правовую ответственность бизнеса для мотивации к добровольному разрешению спора между субъектами рынка, включая сегмент онлайн торговли.

Документ приравняет интернет-ресурсы используемые для реализации товаров к «торговым объектам». Это позволит исключить правовые неточности в сегменте онлайн торговли. Помимо этого, предлагается расширить определение термину «электронная коммерция», что позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей услуг и работ при заказе на различных приложениях к мобильному телефону.