Какие нормы права оспорили граждане в Конституционном суде
В Конституционный суд от казахстанцеа всего поступило свыше 4,4 тыс. обращений, из которых 4,1 тыс. вернули заявителям из-за несоблюдения требований по форме, содержанию и условиям обращения в орган конституционного контроля, сообщает prosud.kz.
Более 150 обращений находятся на предварительном рассмотрении Аппарата КС, из них 8 обращений приняты к конституционному производству, 11 обращений находятся на предварительном изучении у судей.
На сегодняшний день Конституционный суд вынес 33 нормативных постановлений, из них по обращениям граждан – 27, от президента – 3, от депутатов парламента – 1, по ходатайству представителя государственного органа – 1.
По обращениям граждан рассмотрели конституционность свыше 40 правовых норм, из них 8 признали неконституционными, 16 соответствующими Конституции в данном Конституционном судом истолковании.
Так, отдельные положения следующих нормативных правовых актов признаны не соответствующими Основному закону:
- положения п. 2 ст. 610 Налогового кодекса о взимании 50% госпошлины при кассации «при подаче административного иска, искового заявления по таким спорам», которые приводят к ущемлению и ограничению конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод;
- пп. 6) п. 3 ст. 16 закона «О государственной службе РК» в ч. установления бессрочного запрета на поступление на госслужбу граждан, уволенных за совершение дисциплинарных проступков, дискредитирующих госслужбу;
- пп. 3) ч. 6 ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса о запрете на длительные свидания для пожизненно заключенных в первые 10 лет лишения свободы;
- абзац 5 п. 3 нормативного постановления Верховного суда от 31 марта 2016 года № 2 «О практике применения судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей», устанавливающий требование о приложении к заявлению в суд об усыновлении заключения молекулярно-генетической экспертизы;
- статью 13 закона «О противодействии коррупции» в ч. установления ограничения права на свободу предпринимательской деятельности лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций;
- пп. 11) п. 2 ст. 38 закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» и пп. 9) п. 2 ст. 6 закона «О правоохранительной службе» в ч. установления во взаимосвязи с пп.ом 8) п. 2 ст. 26 закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» бессрочного запрета на поступление на воинскую и правоохранительную службу лиц, уволенных с воинской службы за отсутствие на службе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд;
- первое предложение ч. 1 ст. 482 УПК в ч. ограничения доступа осужденных к квалифицированной юридической помощи.
Признанные неконституционными правовые нормы применены в решениях государственных органов или судов общей юрисдикции, в результате чего были нарушены конституционные права и свободы заявителей, а также неопределенного круга лиц. Все они получили возможность восстановить нарушенные права на основании решений Конституционного суда.
Конституционный суд для единообразного правоприменения дано истолкование норм Трудового кодекса (1), УПК (5), Уголовного кодекса (1), Кодекса об административных правонарушениях (4), Административного процедурно-процессуального кодекса (1), закона «О пенсионном обеспечении в РК» (3) и закона «О судебной системе и статусе судей РК» (1). Правовые последствия при применении истолкованной нормы такие же, как и при признании нормы неконституционной.