Какие спиртные напитки пользуются наибольшим спросом в Казахстане

Pexels
Читайте нас в

По данным Бюро национальной статистики АСПиР, за первое полугодие в республиканских магазинах купили в 2,4 раза больше коньяка и на 29,4% больше водки, различных ликеров и вина. По РК наблюдается рост практически по всем позициям, кроме шампанского (минус 3,2%) и пива (минус 6,2%), сообщает prosud.kz.

Если посчитать общий объем всего купленного (и, видимо, выпитого) алкоголя, то получится 425,7 млн литров. К слову, 80% составляет пиво: в барах, магазинах и ресторанах было продано 347,8 млн литров этого напитка.

Объемы реализации крепкого алкоголя на территории РК резко подскочили еще в прошлом году. Тогда водки было продано сразу в 2 раза больше, коньяка — на 73,5%. 

Судя по данным о ресурсах и использовании разных видов продукции, Казахстан не закрывает потребности внутреннего рынка по производству спиртных напитков. Например, за первое полугодие текущего года отечественные ликеро-водочные заводы смогли удовлетворить покупательский спрос только на 87,2%. Из всего выкупленного коньяка каждая вторая бутылка была с лейблом «made in Kazakhstan». Казахстанские производители могли бы поставлять в магазины и больше, но они частично ориентируют свой бизнес на экспорт. Почти треть (28,7%) произведенного в стране коньяка отправляется за границу.

По данным экспертов Energyprom, виноделы экспортные направления продаж пока не освоили. Практически весь объем произведенного вина остается в Казахстане и продолжает конкурентную борьбу с импортными поставщиками. 34,4% продаж в натуральном выражении принадлежат зарубежным винодельным компаниям. Крупнейшие экспортеры этого напитка в нашу страну — Грузия и Италия. За изысканный вкус грузинского и итальянского вина Казахстан за полгода заплатил суммарно более 12 млн долларов.

Пиво казахстанцы в основном пьют местное. 88,3% внутреннего рынка занимают именно отечественные пивовары. Оставшуюся часть потребностей закрывает импорт. В основном он идет из России.

Во втором квартале текущего года казахстанцы увеличили свои расходы на алкогольные напитки на 13,1%. По расчетным данным статистиков, траты на водку, вино и пиво на одного жителя страны в апреле–июне этого года составили около 1,5 тыс. тенге. Сравнивать эту цифру будет уместно только с аналогичным периодом прошлого года. Ведь объемы реализации спиртных напитков в Казахстане зависят от сложившейся культуры употребления: в праздники мы пьем больше. Это подтверждают и цифры: в четвертом квартале, накануне Нового года, люди больше тратят на алкоголь. Летом, судя по данным, расходы снижаются. Это не говорит о том, что в теплое время года казахстанцы пьют меньше. Возможно, в литрах объем выпитого даже возрастает, но это уже не крепкие спиртные напитки, а пиво, которое стоит дешевле.

Больше всего на алкоголь во втором квартале 2023-го тратили жители Восточно-Казахстанской области. Если общий показатель расходов по республике составлял 1,5 тыс. тенге, то в ВКО он был в 2,2 раза больше: 3,4 тыс. тенге. На высоком уровне держались также расходы из семейного бюджета у жителей Павлодарской и Северо-Казахстанской областей: 3,1 тыс. тенге. Близки к этой сумме были также расходы карагандинцев (2,9 тыс. тенге) и алматинцев (2,8 тыс. тенге). Среди регионов, жители которых тратят значительно меньше остальных, оказались несколько южных и западных областей. Наименьшие суммы на эту статью расходов были предусмотрены у казахстанцев из Мангистауской области.

Из всего алкоголя быстрее всего в Казахстане дорожает пиво. Такой вывод можно сделать, проследив индексы потребительских цен на каждый из видов спиртных напитков. Например, в августе водка подорожала по сравнению с последним летним месяцем прошлого года на 10,1%, вино — на 13,1%, а пиво — сразу на 23,5%. И такая значительная разница наблюдается практически в каждом месяце.

В начале же текущего года рост цен на пенный напиток побил все рекорды продуктовой инфляции: в январе стоимость пива выросла сразу на 30,9%. При этом общее удорожание алкоголя было зафиксировано в пределах 22,9%, а продовольственная инфляция в целом составила 25,7%.