Конституционный суд проверил отдельные положения Уголовно-исполнительного кодекса РК
Конституционный Суд проверил конституционность пп. 1 ч. 3 и 5, а также пп. 1 и 3 ч. 141 УИК РК, сообщает prosud.kz.
23 января 2023 года в Конституционный суд поступило обращение гражданина Наумцева С. В. о рассмотрении на соответствие Конституции указанных положений УИК, связанных с условиями отбывания наказания в учреждениях чрезвычайной безопасности осужденных к пожизненному лишению свободы (т.н. ПЛС).
По мнению автора обращения, указанные положения УИК противоречат конституционным положениям о том, что «все равны перед законом и судом» и что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации… по иным обстоятельствам» (ст. 14 Конституции), – пресс-служба Конституционного суда
Речь идет о длительности срока перевода лиц, осужденных к ПЛС, из обычных условий отбывания наказания в облегченные, вследствие чего у них отсутствует право на длительное свидание в течении первых десяти лет.
Также по мнению субъекта обращения в обычных условиях отбывания наказания размер денежных средств для ежемесячного расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости должен быть больше, чем в строгих условиях отбывания наказания.
Конституционный суд признал соответствующими Конституции ч. 3 и 5, а также пп. 1 ч. 6 ст. 141 УИК. Вместе с тем, признал не соответствующим ст. 14, 17 и 27 Конституции страны пп. 3 ч. 6 141 УИК, – пресс-служба Конституционного суда
Конституционный суд считает, что любая дифференциация в правах граждан должна отвечать требованиям Конституции, в том числе вытекающим из принципов равенства (статья 14), неприкосновенности достоинства человека (статья 17), нахождения под защитой государства брака и семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27).
Такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые правовые средства соразмерны им.
Различия в сроках для изменения условий отбывания наказания для лиц, осужденных к пожизненному или определенному срокам лишения свободы, обусловлены необходимостью разграничения условий и индивидуализации исполнения наказания, а также иных мер уголовно-правового воздействия и согласуются с конституционными нормами.
В этой связи оспариваемые положения УИК, за исключением пп. 3 ч. 6 ст. 141 УИК, признаны конституционными.
Положения пп. 3 ч. 6 ст. 141 УИК признаны ущемляющими конституционные права осужденных к ПЛС, поскольку не имеют объективного, разумного обоснования, а отсутствие права на длительное свидание в течение первых десяти лет отбывания ПЛС не способствует индивидуализации мер воспитательного воздействия на осужденного.
Также приняты во внимание последние поправки, внесенные парламентом в УИК, в рамках закона по вопросам прав человека в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказания, а также предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения. В частности, последним из УИК исключена статья 141, оспариваемая субъектом обращения. Снижен срок перевода осужденных к ПЛС из одних условий отбывания в другие с десяти до пяти лет. С двух до пяти месячных расчетных показателей ежемесячно увеличен размер денежных средств осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в обычных условиях отбывания наказания. Введено право на одно длительное свидание в течение года, – пресс-служба Конституционного суда
Закон подписан главой государства 17 марта 2023 года и вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
В этой связи, Конституционный суд постановил до введения в действие принятых поправок в УИК распространить на лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, отбывающих наказание в обычных условиях положения о количестве краткосрочных и длительных свиданий, предусмотренных в течение года для других осужденных отбывающих наказание в учреждении чрезвычайной безопасности.