Конституционный суд вынес решение по доступу к ограниченной информации
Конституционный суд по обращению гражданина проверил на соответствие Конституции п. 2 и пп. 3 п. 16 ст. 11 закона «О доступе к информации», сообщает prosud.kz.
Оспариваемые субъектом обращения положения закона не допускают предоставления по запросу информации с ограниченным доступом.
Субъект обращения считает, что п. 2 и пп. 3 п. 16 ст. 11 закона не соответствуют п. 3 ст. 18 Конституции, предусматривающему обязанность госорганов, общественных объединений, должностных лиц и СМИ обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Конституционный суд отметил конституционную обязанность госорганов обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Обязанность и право гражданина следует рассматривать во взаимосвязи с другими конституционными положениями, в частности о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (п. 5 ст. 12); о праве каждого защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами (п. 1 ст. 13); на свободное получение информации (п. 2 ст. 20); об условиях ограничения прав и свобод человека и гражданина (п. 1 и 3 ст. 39).
Особый порядок доступа к информации и ознакомления с ней закреплен в законодательных актах по вопросам различных видов судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, архивного дела и средств массовой информации (ст. 3 закона).
Одновременно, признавая возможность установления ограничений в доступе к информации, Конституционный суд считает, что они не должны ставить под угрозу существование и предназначение самого права на получение информации, особенно в случаях, когда информация и ее источники связаны с правами и свободами граждан, применением к ним различных мер правового принуждения или с вопросами повышенной общественной значимости.
Предусмотренная п. 3 ст. 18 Конституции обязанность госорганов обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации и корреспондирующее право гражданина на ознакомление с соответствующими материалами также должны быть приоритетными по отношению к ограничению такой возможности, особенно в случаях наступления неблагоприятных последствий для гражданина в результате решений и действий госорганов.
Несмотря на то, что право заинтересованного лица на ознакомление может быть подвергнуто разумным и соразмерным ограничениям с учетом содержания документа, решения и источника информации, в определенных ситуациях эти ограничения не должны быть непреодолимым препятствием в реализации конституционно закрепленной возможности.
В необходимых случаях госорганы, принимая во внимание, что ограничению в доступе подлежит информация, а не ее источники или носители, должны предпринять соответствующие действия для того, чтобы:
- информация, подлежащая ограничениям, была отделена от информации, доступ к которой не ограничен;
- был изменен статус документа, разрешен допуск к информации или реализованы иные меры, позволяющие, с одной стороны, соблюсти право на доступ к информации, а с другой – не нанести ущерб иным охраняемым законом правам, свободам и интересам.
По мнению Конституционного суда, обеспечение необходимого баланса между интересами пользователя и обладателя информации, равно как между личными, общественными и государственными интересами, а также конституционное положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность, должны в обязательном порядке учитываться как при решении вопроса о предоставлении информации или об ознакомлении с ней, так и при отказе в предоставлении такой возможности, – пресс-служба Конституционного суда
Подход учтен в законодательстве Казахстана.
По итогам проверки Конституционный суд признал п. 2 и пп. 3 п. 16 ст. 11 закона «О доступе к информации» соответствующими Конституции.