Кредитовать строительство и модернизацию систем водоснабжения будут по-новому

Сегодня, 10:47
Эльмира Караева
Фото: из открытых источников
Читайте нас в

Министр промышленности и строительства приказом от 4 марта 2025 года внес изменения в Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, сообщает prosud.kz.

Поправками заголовок документа изложен в редакции: «Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения». Таким образом, теперь правила не будут регулировать вопросы кредитования строительства и модернизации систем теплоснабжения.

Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения разработаны в соответствии с подпунктом 8-4) статьи 37-1 Водного кодекса РК и определяют порядок:

  • предоставления бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения;
  • осуществления финансирования и мониторинга реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения за счет средств бюджетного кредита;
  • осуществления мониторинга финансового состояния конечных заемщиков.

Бюджетные кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения предоставляются на решение задач социальной политики государства в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Предоставление бюджетных кредитов осуществляется в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РК, согласно следующим принципам:

  • возвратности, предусматривающим обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором;
  • обеспеченности, предусматривающим наличие обеспечения исполнения обязательств установленными способами;
  • платности, предусматривающим оплату Заемщиком вознаграждения за предоставление бюджетного кредита;
  • срочности, предусматривающим установление срока предоставления бюджетного кредита.

Конечный заемщик использует средства бюджетного кредита на строительство, реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения.

В случае использования бюджетного кредита не по целевому назначению Конечный заемщик несет ответственность.

Предоставление бюджетного кредита Конечному заемщику осуществляется в соответствии со следующими основными условиями кредитования Конечного заемщика:

  • отбор инвестиционных проектов осуществляет Рабочая группв на основании заключения, подготовленного Поверенным (агентом), а также в соответствии с критериями бюджетного кредитования;
  • определение Конечного заемщика осуществляется на основе предварительного решения Рабочей группы;
  • бюджетный кредит предоставляется на цели, предусмотренные в пункте 20 настоящих Правил;
  • обеспечение исполнения обязательств по бюджетному кредиту;
  • установление срока кредитования на 20 лет;
  • установление ставки вознаграждения в размере 0,01% годовых;
  • применение единой технической политики, в том числе, внедрение новых современных и инновационных технологий, ориентированных на энергоэффективность и энергосбережение, а также приборизация и применение технологии, продлевающие срок службы оборудования при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
  • привлечение отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения.
  • проведения мероприятий по энергоэффективности, ресурсосбережению и внедрению интеллектуальных систем для оптимизации и прозрачности бизнес-процессов в качестве улучшения качества предоставляемых услуг, инструментов цифровой экономики, улучшение корпоративного управления управляющих компаний, развития культуры и использования смарт устройств для конечных потребителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
  • кредитный договор заключается в тенге;
  • соблюдение Конечным заемщиком условий кредитного договора, заключенного между Заемщиком и Конечным заемщиком;
  • согласование с Поверенным (агентом) документов инвестиционного проекта;
  • обеспеченность приборами учета, в системах водоснабжения;
  • приоритетность реконструкции ветхих сетей;
  • применение автоматизации, приборизации и новых технологий;
  • кредитоспособности Конечного заемщика.

В случае выбора обеспечения в виде залога при бюджетном кредитовании Конечного заемщика, в качестве предмета залога предоставляется:

  • реконструированное и модернизированное недвижимое имущество Конечного заемщика, в случае направления средств бюджетного кредита на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения;
  • новый объект, в случае направления средств бюджетного кредита на строительство систем водоснабжения и водоотведения.

До поступления заявок на бюджетный кредит:

Заемщик:

  • разъясняет требования, предъявляемые к Потенциальным конечным заемщикам, согласно настоящим Правилам;
  • размещает информацию о сроках и перечне документов, необходимых для предоставления заявки на бюджетный кредит в открытых источниках/официальном интернет-ресурсе Заемщика;
  • разъясняет порядок рассмотрения заявок;
  • дает разъяснения об ответственности и возможных рисках Конечного заемщика в случае невыполнения его обязательств по договору бюджетного кредитования;
  • обеспечивает конфиденциальность предоставленной информации;
  • консультирует Потенциального конечного заемщика по возникшим у него вопросам;
  • формирует предварительный перечень инвестиционных проектов;

Поверенный (агент):

  • проводит предварительный отбор инвестиционных проектов Потенциальных конечных заемщиков, представленных Заемщиком;
  • по предварительно отобранным проектам согласовывает техническую спецификацию (задание) на проектирование строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения на предмет соответствия технической политике уполномоченного органа в области коммунального хозяйства.

Поверенный рассматривает представленный предварительный перечень инвестиционных проектов на предстоящие 3 года по следующим критериям в течение 10 рабочих дней:

  • аварийность систем водоснабжения и водоотведения;
  • износ систем водоснабжения и водоотведения в процентном соотношении от общего количества;
  • социально-экономическую значимость, в том числе улучшение количества предоставляемой услуги по водоснабжению и водоотведению на количество потребителей, количество подключаемых объектов при строительстве новых систем по водоснабжению и водоотведению, количество создаваемых постоянных рабочих мест;
  • обеспеченность приборами учета, в системах водоснабжения с функцией дистанционной передачи показаний.

Поверенный после рассмотрения перечня инвестиционных проектов в течение 3 рабочих дней направляет информацию Администратору бюджетной программы.

Потенциальный конечный заемщик/Заемщик до получения заключения государственной экспертизы согласовывает с Поверенным (агентом) проектно-сметную документацию на предмет соответствия технологий, материалов и оборудования единой технической политике, автоматизации, цифровизации, приборов учета в системах водоснабжения и водоотведения с функцией дистанционной передачи показаний и современного оборудование для продления срока службы систем водоснабжения и водоотведения.

Все изменения и отклонения в проектно-сметной документации Конечный заемщик/Заемщик осуществляет по предварительному согласию с Поверенным.

Для осуществления мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения Потенциальный конечный заемщик формирует заявку на бюджетный кредит и передает Заемщику пакет необходимых документов.

Заявка на бюджетный кредит содержит следующие документы:

  • сопроводительное письмо на титульном бланке за подписью первого руководителя либо лица его замещающего с приложением документов на получение бюджетного кредита;
  • паспорт проекта;
  • заключение вневедомственной экспертизы и ресурсную смету;
  • схему водоснабжения и водоотведения и (или) обоснование инвестиций по водоснабжению и водоотведению;
  • финансовую отчетность Потенциального конечного заемщика за подписью первого руководителя и главного бухгалтера за последние три года, а также пояснительные записки финансовой отчетности.
  • копия совместного приказа об утверждении инвестиционной программы субъекта естественной монополии;
  • финансовая модель с прогнозом финансовых показателей Потенциального конечного заемщика.
  • обоснование, подтвержденное расчетами экономической и социальной эффективности, энергоэффективности и ресурсосбережения при использовании бюджетного кредита;
  • сведения о наличии (отсутствии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов, получателя субсидии на момент подачи заявки;
  • информацию о поступлении платежей потребителей за услуги по водоснабжению и водоотведению;
  • информацию о привлечении отечественных товаропроизводителей при строительстве, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
  • согласование с Поверенным (агентом) проекта инвестиционной программы в части единой технической политики до ее утверждения;
  • информацию о применении новых технологий для продления срока службы систем водоснабжения и водоотведения;
  • информацию о наличии приборов учета в системах водоснабжения и водоотведения с функцией дистанционной передачи показаний.

На основе полученных документов и информации из иных подтвержденных источников (официальная статистика, интернет-сайты государственных органов, утвержденные планы развития регионов), Поверенный составляет Заключение о возможности выдачи бюджетного кредита за подписью первого руководителя или лица, его замещающего, заверенной печатью.

Информация о ходе строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, формируется организацией, осуществляющей технический надзор, ежемесячно и предоставляется в виде отчета о ходе реализации инвестиционного проекта Поверенному.

Если в ходе проведения мониторинга реализации инвестиционных проектов Поверенным будут выявлены факты нарушений/отклонений, допущенные при реализации инвестиционных проектов, то наряду со сводным отчетом, Поверенныйсоставляет и направляет Администратору бюджетной программы уведомление о выявленных фактах нарушений/отклонений, либо препятствования Конечным заемщиком в доступе к объекту строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Уведомление о выявленных фактах нарушений/отклонений помимо информации о самих фактах нарушений/отклонений содержат предлагаемые Поверенным рекомендации и меры по устранению и решению проблем.

При плановом и внеплановом выезде на объекты строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения Конечный заемщик/Технический надзор/Подрядная организация/Заказчик предоставляет Поверенному запрашиваемую им документацию.

Приказ вводится в действие с 22 марта 2025 года.