Назгуль Рахметуллина: Как поменяется судебная система с самостоятельной кассацией
Сенат одобрил закон по вопросу создания самостоятельных кассационных судов. Как это меняет судебную систему?
Во-первых, формируется полноценная трёхзвенная система судебных инстанций, которые рассматривают и принимают решение по существу по всем поступившим к ним уголовным делам.
Никакого предварительного рассмотрения, отбора подлежащих или не подлежащих рассмотрению дел.
Причём, в кассации напрямую будут рассматриваться и дела об уголовных проступках, преступлениях небольшой тяжести (вводится в действие с 2027 года).
Отличие нового кассационного суда от прежних кассационных составов областных судов очевидно. Это объективное принятие решений, когда судьи работают в отдельных коллективах, не связаны, сложившейся в регионе, возможно, ошибочной практикой и т. д.
Для обеспечения качества работы увеличены сроки рассмотрения дел в кассации (максимально — 6 месяцев).
Кстати, сроки рассмотрения нужно бы увеличить и в апелляции.
Теперь, какую работу будет выполнять Верховный суд?
Он сосредоточится на следующих вопросах.
Согласно уже давно действующему, профильному конституционному закону, Верховный суд по итогам изучения и обобщения судебной практики должен:
- рассматривать вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики;
- давать разъяснения по вопросам судебной практики;
- вносить предложения по совершенствованию законодательства.
Эта работа является очень важной для формирования правильной судебно-следственной практики, устранения пробелов, противоречий закона.
И к сожалению, рассматривая большой поток дел, полноценно выполнять эту работу невозможно.
Столкнулась с этим при подготовке в этом году проекта изменений и дополнений в нормативные постановления. Мы подготовили определённые предложения.
Но огромный пласт поступивших и имеющихся предложений остался невключенным. Они требуют значительной переработки и обсуждения.
Желательно, по каждому вопросу провести анализ практики, изучить мировой опыт, выслушать мнение ученых. К примеру, не решены вопросы разграничения ст. 121 и ст. 124 УК, нужно обдумать вопросы участия адвокатов в следственных действиях, электронного судопроизводства, практики рассмотрения дел об уголовных правонарушениях в сфере экономической деятельности и т. д.
Кстати, благодарю за предложения Айдына Бикебаева и Игоря Вранчева.
Дача разъяснений, толкование закона!
Именно в этом направлении работают Верховные суды во многих странах. И этой мировой практики предлагается придерживаться и нашей стране. Конечно, число судей Верховного суда уменьшиться и не будет в том же числе, как сейчас.
При этом в исключительных случаях Верховный суд будет рассматривать дела.
В целях обеспечения единообразия в толковании и применении норм права; если лицо осуждено к пожизненному лишению свободы; в целях защиты общественных, государственных интересов, национальной безопасности или когда могут наступить тяжкие необратимые последствия для жизни, здоровья людей.
Есть мнения, что нужно было ввести надзорную инстанцию в Верховном Суде. Но что даёт увеличение числа инстанций и судей? Этим не решить проблемы.
Главное-нужно обеспечить доступ к правосудию и качество работы во всех инстанциях.
Будем все вместе над этим работать!
Председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК Назгуль Рахметулина