Основные схемы мошенников для обмана граждан перечислили в АРРФР

21.07.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предупреждает об участившихся фактах интернет-мошенничества, связанных с кражей личных данных граждан через фишинговые сайты, маскировку мошенников под службы безопасности банков или под покупателя для получения кредита, а также через попытки подделки первичной биометрической идентификации, сообщает prosud.kz.

Распространены следующие схемы интернет-мошенничества с небольшими вариациями:

Кража данных на фишинговых сайтах

Мошенники через фишинговые ресурсы (поддельных сайтов с конкурсами, опросами и призами) крадут логин (номер телефона) и пароль граждан от интернет-банкинга. Злоумышленники, используя уязвимости операторов связи осуществляют попытки перенаправления звонков и СМС с номера жертвы на свои. Затем выводят с них все денежные средства.

Самый надежный способ обойти риски стороной – полное игнорирование подобных предложений. Бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке. В случае, если вы открыли ссылку и перешли на фишинговый сайт, то необходимо очистить историю браузера и не повторять таких ошибок.

Маскировка под сотрудника службы безопасности банка 

Схема №1: Мошенники, используя SIP-телефонию, которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов под видом службы безопасности банка осуществляют звонок жертве и сообщают об угрозе вкладу. Мошенники убеждают перевести все деньги на «безопасный» счет сопровождая процесс перевода денег на мошеннический счет.

Схема № 2: Мошенники под видом службы безопасности банка сообщают жертве о том, что на нее оформили кредит. Для отмены кредита нужно взять другой кредит на ту же сумму и перевести все деньги на «безопасный» счет.

Схема № 3: Мошенники сообщают жертве о том, что ее пытаются обокрасть и предлагают установить на телефон специальную программу «для безопасности» (программа AnyDesk или любое другое программное обеспечение для удаленного доступа). Мошенник получают удаленный доступ к телефону жертвы и посредством интернет-банкинга выводит средства жертвы на свои счета.

Если к вам звонит якобы сотрудник службы безопасности банка и пугает мошенническими атаками на ваш счет, просит оформить «зеркальный» кредит или снять деньги через банкомат, сразу завершите разговор. Самостоятельно позвоните в call-центр банка, чтобы перепроверить информацию и заблокировать банковскую карточку, – пресс-служба АРРФР

Маскировка под покупателя для получения кредита

Мошенники под видом покупателя звонят продавцу электронной торговой площадки и под предлогом оплаты запрашивают персональные данные и платежные реквизиты. По полученным персональным и платежным данным мошенники оформляют на продавца кредит на крупную сумму с переводом на банковскую карту продавца. Далее они просят продавца вернуть «лишние» переведенные деньги на карту мошенника или вовсе отменяет покупку и просят вернуть все деньги.

Никогда не передавайте персональные данные и платежные реквизиты третьим лицам через WhatsApp, Telegram и другие мессенджеры. Вашими данными могут воспользоваться мошенники.

Подделка первичной биометрической идентификации и биометрических параметров

Схема №1: Мошенники собирают данные граждан, которые размещают в сети Интернет или в социальных сетях фотоизображения удостоверения личности и личные фотографии. Мошенник, используя недостаточную надежность биометрических систем идентификации личности посредством специализированного программного обеспечения, подделывает видеоизображения жертвы и использует его для прохождения первичной биометрической идентификации. Далее мошенники оформляют кредит на имя жертвы и выводят денежные средства на специальный счет. Жертвы такого преступления узнают о задолженности значительно позже, как правило, после просрочки по кредиту.

Схема №2: Мошенник, используя специализированное программное обеспечение, подделывает видеоизображение жертвы и использует его для подключения к интернет-банкингу. Получив доступ к интернет-банкингу жертвы мошенники выводят денежные средства на свои счета.