Проверки и подачу исков в отношении инвесторов нужно согласовывать с прокурором

Фото: из открытых источников
Читайте нас в

Генеральный Прокурор РК приказом от 18 марта 2025 года утвердил Правила согласования с прокурором мер ограничительного характера, решений о проведении проверки, исков в суд, решения о возбуждении дела об адмправонарушении и др., в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, сообщает prosud.kz.

Правила определяют порядок согласования с прокурором мер запретительно-ограничительного характера, решений о проведении проверки, исков в суд, решения о возбуждении дела об административном правонарушении и обжалования отказа в согласовании решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов.

Как согласовываются меры запретительно-ограничительного характера

Согласованию с прокурором подлежат акты, решения, действия государственных органов и местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц о наложении мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, по вопросам:

  • приостановления деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса;
  • приостановления действия, лишения (отзыва) разрешения и (или) приложения к разрешению;
  • отказа в выдаче разрешения либо продлении срока его действия;
  • отмены (отзыва) решения государственного органа, местного исполнительного органа, организации квазигосударственного сектора, вынесенного ранее в пользу инвестора;
  • расторжения государственным органом, местным исполнительным органом в одностороннем порядке контракта либо соглашения.

Акты, решения, действия государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц о наложении мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, а также все подтверждающие материалы направляются прокурору в электронной форме с использованием национальной цифровой инвестиционной платформы (НЦИП) не позднее трех рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для наложения таких мер.

В случаях, когда меры запретительно-ограничительного характера связаны с приостановлением деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса, прокурор согласовывает либо отказывает в согласовании актов, решений, действий государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц, в течение 48 часов с момента их поступления.

В случае угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации прокурор согласовывает либо отказывает в согласовании актов, решений, действий государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц о наложении мер запретительно-ограничительного характера, связанных с приостановлением деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса в течение 24 часов с момента их поступления.

Вне рабочего времени, в выходные и праздничные дни материалы государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц о наложении мер запретительно-ограничительного характера, указанных в настоящем пункте, принимаются оперативным дежурным прокуратуры.

В свою очередь оперативный дежурный прокуратуры незамедлительно сообщает прокурору, на которого возложено согласование либо отказ в согласовании мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов.

При согласовании либо отказе в согласовании актов о наложении мер запретительно-ограничительного характера в отношении инвесторов прокурор учитывает:

  • законность и обоснованность наложения мер запретительно-ограничительного характера;
  • экономическая целесообразность мер запретительно-ограничительного характера (сопоставление имеющегося ущерба государству и будущих потерь для экономики страны (региона) в случае закрытия предприятия, приостановления его деятельности, а также других последствий, как для экономики страны (региона), так и для инвестора);
  • наличие/отсутствие рисков негативных последствий для жизни и здоровья населения от деятельности инвестора либо реализации инвестиционного проекта;
  • наличие/отсутствие альтернативных мер воздействия на инвестора по установленным нарушениям законности;
  • возможность/отсутствие возможности устранения инвестором нарушений законности без наложения мер запретительно-ограничительного характера.

По результатам согласования либо отказа в согласовании мер запретительно-ограничительного характера в электронной форме государственному органу и местному исполнительному органу, их должностным и приравненным к ним лицам направляется ответ прокурора, с указанием причин отказа при их наличии.

Как согласовываются решения госорганов и местных исполнительных органов о проведении проверок в отношении инвесторов

Согласованию с прокурором подлежат решения (акты, постановления, приказы, предписания и другие виды решений) государственных органов и местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц, о проведении проверок в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов.

 Решение о проверке и все необходимые подтверждающие материалы направляются прокурору государственным органом и местным исполнительным органом, их должностными и приравненными к ним лицами, в электронной форме с использованием единого реестра субъектов и объектов проверок (ЕРСОП) в течение одного рабочего дня с момента его вынесения.

Согласование осуществляется государственным органом и местным исполнительным органом, их должностными и приравненными к ним лицами до проведения проверки и ее регистрации (когда такая регистрация требуется) в территориальных органах Комитета по правовой статистике и специальным учетам (органы КПСиСУ).

Прокурор согласовывает либо отказывает в согласовании решения о проверке в электронной форме с использованием информационных систем органов прокуратуры, в течение одного рабочего дня (с учетом рабочего времени) с момента поступления материалов государственных органов и местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц прокурору.

В случае, когда решение о проверке не требует регистрации в органах КПСиСУ и (или) носит уведомительный характер, ответ прокурора о согласовании либо отказе в согласовании поступает в ЕРСОП государственному органу и местному исполнительному органу, их должностным и приравненным к ним лицам, без дальнейшей передачи материалов должностным лицам КПСиСУ.

Отказ прокурора в согласовании решения о проверке выносится по основаниям:

  • установление недостоверности поступивших документов, подтверждающих материалов и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
  • несоответствие документов, подтверждающих материалов и (или) данных (сведений), содержащихся в них, требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан;
  • неполнота представленных документов (в том числе послуживших основанием для назначения проверки), отсутствие которых не позволяет дать объективную оценку законности назначаемой проверки;
  • в случаях, когда решения государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц о проверке, являются предметом судебного разбирательства;
  • в случаях, когда решения государственных органов, местных исполнительных органов, их должностных и приравненных к ним лиц о проверке, являются предметом досудебного расследования;
  • отсутствие правовых оснований для назначения проверки, предусмотренных законодательством РК;
  • наличие альтернативных мер воздействия в отношении инвестора либо возможности устранения нарушений без проведения проверки;
  • несоответствие тяжести последствий, которые предполагаются по итогам проверки к допущенным инвестором нарушениям либо их малозначительности;
  • экономическая нецелесообразность для региона либо страны в проведении проверки (при отсутствии угрозы для жизни и здоровья населения от деятельности инвестора либо реализации инвестиционного проекта).

Как согласовывать с прокурором иски государственных органов, затрагивающие права и законные интересы инвесторов

Согласованию с прокурором подлежат иски государственных органов в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов.

Данный порядок досудебного урегулирования спора в соответствии с частью 7 статьи 8 ГПК является обязательным для реализации государственным органом права обращения в суд с иском, затрагивающим права и законные интересы инвесторов, включенных в реестр инвесторов, и осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Не подлежат согласованию с прокурором заявления государственных органов об обеспечении исков, инициированных в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, а также заявления по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства.

Иски государственных органов в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, направляются на согласование прокурору в электронной форме с использованием НЦИП не менее, чем за месяц до истечения установленного законодательством Республики Казахстан срока исковой давности.

Иски государственных органов областного и районного (городского) значения направляются по территориальности в органы военной и транспортной прокуратур, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры (городов республиканского значения и столицы), районные и приравненные к ним (городские, межрайонные, а также специализированные) прокуратуры.

Согласование либо отказ в согласовании таких исков осуществляется сотрудниками органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью в сфере предпринимательства и поддержки инвестиций.

Иски центральных государственных органов направляются на согласование в Генеральную прокуратуру РК.

Согласование либо отказ в согласовании исков государственных органов в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, осуществляется структурным подразделением Генеральной прокуратуры РК, осуществляющим надзор за законностью в сфере предпринимательства и поддержки инвестиций.

Направляемые прокурору заявления должны соответствовать положениям статей 136, 148 ГПК и содержать:

  • суть нарушения или угрозы нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства либо самого государственного органа;
  • обоснования исковых требований, а также содержание доказательств, подтверждающих эти требования;
  • ссылки на законы, подлежащие применению.

К иску прилагаются:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых государственный орган основывает свои требования к инвестору;
  • копии инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и уполномоченным государственным органом;
  • документы, подтверждающие инвестиционную деятельность инвестора;
  • сведения и документы о вкладе инвестора в экономику страны (региона), а также данные по налоговым отчислениям за период осуществления инвестиционной деятельности на территории страны (региона).

По требованию прокурора к иску прилагаются дополнительные подтверждающие сведения и материалы.

По результатам изучения исков государственных органов в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, прокурор в течение пяти рабочих дней с момента их получения согласовывает либо отказывает в их согласовании.

Согласование либо отказ в согласовании исков государственных органов в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, осуществляется прокурором в электронной форме с использованием НЦИП либо информационных систем органов прокуратуры.

Как согласовать с прокурором решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов

Согласованию с прокурором подлежат решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов.

Не подлежат согласованию с прокурором решения уполномоченных должностных лиц:

  • о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении до возбуждения дела об административном правонарушении, в период производства по делу, а также на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • предписания о необходимости уплаты штрафа в случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.

Согласование либо отказ в согласовании прокурором решений о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, осуществляется в электронной форме в порядке, определяемом статьей 759 КоАП и настоящими Правилами.

Органы (должностные лица), уполномоченные принимать решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, направляют такое решение прокурору до его подписания, с использованием ЕРАП.

К таким решениям относятся проекты протоколов о возбуждении дела об административном правонарушении, предписаний о необходимости уплаты штрафа, уведомлений (извещений) и другие проекты решений о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, с материалами, подтверждающими наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, направляется прокурору с использованием ЕРАП в течение одного рабочего дня с момента обнаружения факта совершения административного правонарушения.

Прокурор, в течение трех рабочих дней с момента поступления решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов, включенных в реестр инвесторов, согласовывает либо отказывает в его согласовании.

Отказ прокурора в согласовании решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении инвесторов выносится по следующим основаниям:

  • отсутствие события, состава административного правонарушения и другие обстоятельства, исключающие в соответствии со статьей 741 КоАП производство по делу об административном правонарушении;
  • несоответствие тяжести последствий совершенного инвестором правонарушения и налагаемого административного взыскания, в случае отсутствия угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека;
  • наличие вероятных последствий для инвестора, которые негативно отразятся на дальнейшей реализации им инвестиционного проекта либо имеют угрозу прекращения деятельности инвестора;
  • отсутствие поводов и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренных статьей 802 КоАП;
  • наличие обстоятельств, позволяющих не привлекать к административной ответственности, предусмотренных статьей 742 КоАП;
  • установление недостоверности документов, подтверждающих материалов и (или) данных (сведений), содержащихся в них.

Решения уполномоченных должностных лиц центральных государственных органов направляются на согласование в Генеральную прокуратуру РК.

Согласование либо отказ в согласовании таких решений осуществляется подразделением Генеральной прокуратуры РК, осуществляющим надзор за законностью в сфере предпринимательства и поддержки инвестиций.

Приказ вводится в действие с 6 апреля.

Мы сообщали, как госорганы будут формировать единообразную административную практику.