Руководителям регионов расширили полномочия в Казахстане
Правительство РК предприняло ряд важных шагов, направленных на увеличение самостоятельности регионов, сообщает prosud.kz.
Данный процесс предполагает наделение местных властей большими полномочиями в области бюджетного планирования, управления инфраструктурными проектами и реализации программ социальной поддержки.
Расширение полномочий региональных органов позволит быстрее и эффективнее реагировать на запросы и потребности населения. Местные власти смогут более гибко управлять ресурсами и принимать решения, касающиеся стратегического развития своих областей. В том числе по укреплению конкурентоспособности регионов и созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры и повышению уровня образования и здравоохранения на местах.
По Концепции развития регионов:
- в рамках реализации действующей Концепции развития местного самоуправления в 2023 году исполнены следующие показатели: проведение прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, а также внедрение прямых выборов акимов районов в областях;
- расширение доходной базы IV уровня бюджета.
Выборы проходят поэтапно, согласно истечению сроков полномочий действующих акимов. За период с июля 2021 года по март 2024 года в сельских округах избраны 2 069 акимов. В пилотном режиме выборы прошли для акимов 42 районов и 3 городов областного значения.
В рамках Концепции развития местного самоуправления для самостоятельности сельских округов на IV уровень бюджета передано 25 видов налогов и платежей, в том числе 8 налогов и 17 неналоговых платежей.
Из них, в 2022 году на четвертый уровень бюджета осуществлена передача поступлений по 4 платежам по которым по итогам 2022–2023 годов поступления составили — 15,9 млрд тенге.
В настоящее время ведется работа по изменению законодательной базы, в том числе предлагаются следующие новеллы:
- расширение полномочий сельского акима и его аппарата;
- передача на IV уровень бюджета дополнительных видов налогов и плат;
- расширение полномочий маслихата;
- разграничение полномочий председателя маслихата и руководителя аппарата маслихата;
- возможность сельскому акиму нанимать работников в рамках трудового договора согласно сдельной системе оплаты труда гражданских служащих.