Судья разъяснила возможность госоргана самостоятельно устранить нарушения в адмпроизводстве
В рамках административной юстиции законодатель специально ввел норму об обязательном досудебном урегулировании спора, чтобы вышестоящий орган мог устранить нарушения, допущенное нижестоящим органом самостоятельно, не доводя спор до суда, пояснила корреспонденту prosud.kz судья Специализированного межрайонного административного суда Павлодарской области Улан Рахымгожина.
Досудебный порядок урегулирования спора – это процедура, дающая возможность сторонам разрешить возникшие разногласия, к которой они обязаны прибегнуть до обращения в суд. Досудебный порядок является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором.
Поскольку в административном судопроизводстве сторонами является физические и юридические лица и госорганы, досудебный порядок является обязательным, если это предусмотрено законом. Прежде чем идти в суд, истец обязан действовать последовательно, то есть первоначально обратиться в вышестоящий орган госоргана, действия или административный акт которого оспаривается.
В рамках административной юстиции законодатель специально ввел норму об обязательном досудебном урегулировании спора, чтобы вышестоящий орган мог устранить нарушения, допущенное нижестоящим самостоятельно, то есть, не доводя спор до суда.
Как показывает судебная практика, большинство споров между гражданами и госорганами на стадии досудебного урегулирования положительно решаются в пользу граждан, поскольку вышестоящий орган обязан рассмотреть жалобу с обледенением всех процедур, предусмотренных ст. 71-77 АППК, – Улан Рахымгожина
Согласно ч. 1,2 ст. 5 АППК, задачами административных процедур являются полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях, укрепление законности в публично-правовой сфере.
Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом в течение 20 рабочих дней со дня поступления жалобы. Последствием несоблюдения установленного порядка досудебного урегулирования спора является возврат поданного административного иска, поскольку обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке, если иное не предусмотрено законом.
По некоторым категориям споров отсутствие обязательности досудебного урегулирования либо альтернативы для участника административной процедуры путем обращения в суд или в вышестоящий орган, должностному лицу. К таковым спорам в основном относятся налоговые, трудовые, земельные, жилищные, вытекающие из публичных правоотношений.