В Актюбинской области суд защитил права незрячего человека
Суд города Актобе рассмотрел гражданское дело по иску З. к департаменту комитета труда и социальной защиты по Актюбинской области, Министерству финансов, Каргалинскому районному отделу занятости и социальных программ о возмещении морального вреда, сообщает prosud.kz.
Суд установил, что истец в возрасте 6 лет получил травму левого глаза, после которой потерял зрение в левом глазу.
В ноябре 2021 года истец получил бытовую травму правого глаза, его экстренно госпитализировали в клинику для операции, однако она не дала результатов, истец полностью потерял зрение.
В апреле 2022 года истца переосвидетельствовали в отделе медико-социальной экспертизы, где ему установили 1 группа инвалидности и 90% утраты общей трудоспособности сроком на 5 лет. Инвалидность сроком на 5 лет лицам старше 18 лет устанавливается при снижении остроты зрения, а не при полной слепоте.
Кроме того, истцу была разработана индивидуальная программа реабилитации, которая предназначалась для слабовидящих, тогда как истец является инвалидом с полной потерей зрения.
В январе 2023 года истца переосвидетельствовали с установлением 1 группы инвалидности и 90% утраты общей трудоспособности без срока переосвидетельствования.
После чего, истцу разработали социальную часть ИПР, которая не отличалась от предыдущей.
13 марта 2023 года по заявлению З. провели коррекцию социальной части ИПР, дополнительно разработали тифлотехнические средства: прибор, грифель и бумага для письма по системе Брайля, тонометр с речевым выходом, санаторно-курортное лечение.
За неполную разработку программы специалиста отдела медико-социальной экспертизы привлекли к дисциплинарной ответственности. В результате действий ответчика истец при наличии полной слепоты был вынужден лично добиваться установления инвалидности без срока переосвидетельствования и получения соответствующей социальной услуги, – пресс-служба Актюбинского областного суда
Суд, принимая во внимание степень испытанных истцом нравственных страданий, его инвалидность, форму вины ответчика, также с учетом критериев разумности и справедливости решил удовлетворить иск частично.
Учитывая, что упущение ответчика по разработке программ не повлияло на размер пособия по инвалидности или на получение истцом услуг, моральный вред взыскали в сумме 100 тыс. тенге, а также взыскали сумму расходов на представительские услуги в размере 100 тыс. тенге.
Решение суда не вступило в законную силу.