В сфере автодорог выявили коррупционные риски

29.10.2024
Алан Марат
Фото: из открытых источников
Читайте нас в

23 октября председатель Антикора Асхат Жұмағали провел межведомственное совещание по вопросам устранения коррупционных рисков в дорожной сфере, сообщает prosud.kz.

Участие в мероприятии приняли министр транспорта Марат Карабаев, представители Высшей аудиторской палаты, агентств по стратегическому планированию, защите и развитию конкуренции, министерств финансов, промышленности и цифровизации, НПП «Атамекен», а также местных исполнительных органов.

На совещании обсудили результаты внешнего анализа коррупционных рисков, проведенного Антикором совместно с Минтранспорта по поручению главы государства.

За последние 5 лет на дорожную отрасль потратили более 6 трлн тенге, но состояние дорожной сети вызывает нарекания.

За 2023–2024 годы в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Общественность это связывает с коррупцией.

Только с начала 2024 года Антикор зарегистрировал 24 уголовных дела в этой отрасли.

— Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием. 

— Уже на первоначальном этапе неправильно определяют проблемные участки, ремонтируют дороги, на которых недавно проводили работы.

— При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов.

— Контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Никто не контролирует привлечение субподрядных организаций.

— Показала свою недостаточность и многоступенчатая система контроля.

— Заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально.

— Не в полной мере используют потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладных научных исследований и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации.

Отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог.

Усугубляет проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информсистем потратили 16 млрд бюджетных тенге. Но до сих пор не разработали Цифровую карту дорог.

По итогам анализа Антикор подготовил свыше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере.

Агентство предлжило меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог, — пресс-служба Антикора

Ряд рекомендаций уже апробируют. Например, в Атырауской области планируют прослеживать выделенные деньни через проект «Цифровой тенге» при среднем ремонте одной из автодорог.