Зачем нужны ярлыки на одежде и почему их не стоит срезать
Потребители при предъявлении требований должны соблюдать установленные законом условия по обмену или возврату товара надлежащего качества, а продавцы обязаны удовлетворять обоснованные требования потребителя, сообщает prosud.kz.
В Департамент по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области обратился молодой человек, который был не согласен с решением продавца. Он хотел через несколько дней после покупки обменять зимнюю куртку 48 размера на другой размер, но продавец отказал ему.
Потребитель утверждал, что все пришивные ярлыки на куртке на месте и при этом считал, что срезанная им картонная этикетка с маркировкой не влияет на товарный вид куртки.
При изучении всех обстоятельств дела было установлено, что действия продавца были правомерны, так как потребитель не выполнил условия возврата товара надлежащего качества, предусмотренные действующим законодательством. При предъявлении потребителем претензии с требованием обмена купленной куртки, продавец провел внешний осмотр товара. Он обнаружил следы ношения, о чем свидетельствовали отсутствие этикетки, наличие на капюшоне и рукаве куртки пятен, а на внутренней части воротника множество волос. Все результаты осмотра товара подтверждаются материалами фото- и видеосъемки, их зафиксировали в акте, который составил специалист, который прошел обучение на предмет определения качества и дефектов товара в представительстве производителя данного вида одежды, – руководитель департамента СКО Лазьм Мияшева
На основании закона «О защите прав потребителей» покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное, либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Закон определяет следующие условия, когда требование покупателя об обмене либо возврате товара надлежащего качества подлежит удовлетворению:
- товар не был в употреблении;
- сохранен товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки товара;
- имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.
Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату по указанным основаниям, установлен законом.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011 при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки для предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Вместе с тем Межгосударственным стандартом ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» установлено, что для маркирования готовых изделий должны применяться: товарный ярлык; лента с изображением товарного знака; клеймо; контрольная лента.
Согласно ГОСТ 10581-91 на верхней одежде товарный ярлык с маркировкой прикрепляется к петле застежки полочки, вешалке или низу рукава. Ленты с изображением товарного знака и контрольные ленты пришиваются на подкладку или в соединительные швы изделия.
Маркировка, нанесенная на товарный ярлык (этикетку) одежды несет важную для потребителя информацию и может помочь в правильном выборе товара.
Согласно ТР ТС 017/2011 маркировка одежды должна содержать следующую информацию:
- наименование продукции, наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Евразийского союза;
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
- дату изготовления;
- номер партии продукции (при необходимости).
- Также в зависимости от вида и назначения одежда из текстильных материалов должна дополнительно содержать информацию о модели, виде и массовой доле (процентном содержании) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия, виде меха и вида его обработки (если одежда из меха), символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Таким образом товарные ярлыки (этикетки, бирки и т.п.) на одежде предназначены не только для ее идентификации, но и помогают потребителю в выборе того или иного товара. Также их наличие может свидетельствовать о новизне изделия, т.е. о том, что вещь является новой и ее никто не носил.
Вместе с тем, потребители не должны злоупотреблять своим правом на обмен или возврат качественного товара.