Законопроект о защите прав потребителей вызвал разногласия в госорганах

08.02.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

В Астане обсудили разногласия, вызванные нормами проекта закона «О защите прав потребителей». Заседание возглавил председатель комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков. В обсуждении приняли участие представители Верховного суда, Министерства торговли и интеграции, руководители общественных объединений, сообщает prosud.kz.

Противоречия между госорганами и общественниками возникли по двум вопросам. Во-первых, это реституция нормы о штрафе в пользу общественного объединения. Предполагается, что штрафные санкции будут налагаться судом по гражданскому делу на бизнесмена, если тот отказался устранять нарушения в досудебном порядке.

Этот пункт законопроекта поддержала экспертная группа по вопросам предпринимательства при Министерстве национальной экономики. Кроме того, пункт утвердила Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при правительстве. Получил он одобрение и в других государственных учреждениях, в том числе Министерстве юстиции, а также на Межведомственном совете по защите прав потребителей.

Однако Верховный суд не согласился с возобновлением штрафа. В частности, заведующая правовым отделом ВС РК Дана Асаинова выразила опасение по поводу злоупотребления подачей исков со стороны общественных организаций.

Жаслан Айтмаганбетов считает это предположение беспочвенным.

Судьи выносят справедливое, законное решение. Система разрешения споров предусмотрена в отношении недобросовестных предпринимателей и мотивирует их урегулировать конфликт с покупателем на досудебном этапе, – Председатель ОЮЛ «Республиканская Ассоциация потребителей Казахстана» Жаслан Айтмаганбетов

Вторым камнем преткновения стало сокращение многоступенчатого алгоритма рассмотрения потребительских споров.

Дело в том, что ст. 13 Конституции гарантирует безусловную защиту прав граждан на судебную защиту. Исходя из этого, в разработке проекта было предложено упростить сложный механизм до двух ступеней. На первой ступени стороны могли бы пройти досудебное урегулирование конфликта, а на второй – обратиться в суд за восстановлением потребительских прав. При этом внесудебное урегулирование спора является необязательным, а только по взаимному желанию и договоренности между потребителем и предпринимателем.

С этим нововведением судебный орган тоже не согласился, обосновав такую позицию желанием сохранить альтернативные институты разрешения споров между потребителем и предпринимателем. 

Заместитель председателя экспертного совета комиссии по правам человека при президенте РК Марат Башимов подчеркнул, что конституционный принцип осуществления прав гражданина на судебную защиту должен соблюдаться. Вышеуказанные нормы послужат защитой от массового нарушения потребительских прав, которые повсеместно ущемляются.

Председатель комитета по защите прав потребителей сказал, что долежн быть соблюден баланс в решении этих вопросов и совместными усилиями создана слаженная система защиты прав потребителей.

Законопроект сыграет большую роль в жизни казахстанцев, и поможет обрести равновесие в триаде гражданин-бизнес-государство, – Аскар Тынысбеков