Защита прав потребителей: что изменилось в обновленном законе
В стране усилена ответственность в сфере торговли и защиты прав потребителей. Внесены изменения и дополнения в КоАП, сообщает prosud.kz.
Обновленный закон, подписанный президентом, был утвержден 10 января 2025 года и официально опубликован 11 января. Что изменилось в законе? Каково его значение?
Заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане Галымжан Ильясов на брифинге в службе коммуникаций дал разъяснения.
Документ вступает в силу через 60 дней со дня его официального опубликования, то есть 12 марта.
В рамках новых изменений значительно увеличатся штрафы за ложную рекламу, обман потребителей, нарушение правил торговли и незаконную деятельность, связанную с ценовой политикой.
Теперь ужесточены требования к предпринимателям. Будет усилена ответственность за ложную рекламу. В соответствии с обновленным законом значительно увеличатся штрафы за ложную рекламу: физическим лицам — 100 МРП, малому бизнесу — 350 МРП, среднему бизнесу — 500 МРП, крупным предпринимателям — 1 000 МРП. К примеру, учитывая, что в 2025 году 1 МРП составляет 3 692 тенге, сумма штрафов для крупного бизнеса может достигать 3,69 млн тенге. Это изменение было внесено с целью предотвращения обмана потребителей. Усиление контроля за рекламным контентом повышает ответственность бизнеса, — Галымжан Ильясов
В своем выступлении он подчеркнул недопустимость скрытых платежей и ценовых различий.
Будут ужесточены требования к показу цен для торговых мест. Теперь предприниматели должны обязательно указывать цену товара только в тенге и не увеличивать стоимость товара искусственно на кассе.
За нарушение правил установлен размер штрафа: малому бизнесу — 6 МРП, среднему бизнесу — 10 МРП, крупному бизнесу — 30 МРП. Если во второй раз за год совершается такое же правонарушение, размер штрафа резко увеличивается: малому бизнесу — 65 МРП, среднему — 120 МРП, крупному — 200 МРП.
Кроме того, введены новые штрафы за обман потребителя, неправильное ведение измерений, снижение или перерасчет веса: физическим лицам — 10 МРП, малому бизнесу — 20 МРП, среднему бизнесу — 30 МРП, крупному бизнесу — 50 МРП (184 600 тенге). Эти меры направлены на предупреждение недобросовестной торговой деятельности в сфере торговли и защиту прав потребителей, — Галымжан Ильясов
По словам Галымжана Ильясова, подобные нарушения чаще всего встречаются на рынках и в небольших магазинах. Новые штрафы помогут дисциплинировать предпринимателей и уменьшить жалобы потребителей.
Принятые поправки направлены на формирование прозрачной и справедливой бизнес-среды. Ужесточение штрафов позволит снизить случаи обмана потребителей, повысить надежность бизнеса и вести справедливую конкуренцию на рынке.