Жанар Дуйсенова: Экстерриториальная подсудность по административным делам

Экстерриториальная подсудность — это особый механизм распределения дел, позволяющий рассматривать дела в судах за пределами территориальной юрисдикции.
Такой институт действует в гражданском процессе, где стороны по соглашению могут определить для дела экстерриториальную подсудность.
С 1 марта 2025 года ч. 1 ст. 107 АППК будет действовать в следующей редакции:
Истец может выбрать экстерриториальную подсудность, в том числе и по административным делам, находящимся в производстве суда, до назначения административного дела к разбирательству в судебном заседании, за исключением дел, подлежащих рассмотрению в порядке ч. 3 ст. 102, ст. 103, ч. 1 ст. 105, ч. 2, 3 ст. 106 АППК.
Законодательно будет закреплена возможность передачи административных дел по экстерриториальной подсудности.
Однако имеются исключения, когда экстерриториальная подсудность не применяется:
- иски инвесторов по обжалованию административных актов, административных действий (бездействия) административных органов, должностных лиц (подсудность СМАС Астаны);
- иски военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, если ответчиком являются органы военного управления (подсудность Военных судов);
- иски об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума (подсудность Верховного Суда);
- иски об оспаривании административных актов, вынесенных за пределами Республики Казахстан (подсудность СМАС Астаны);
- иски об оспаривании административных актов, вынесенных в форме электронного документа (подсудность по месту жительства/нахождения истца).
Все остальные административные дела могут быть переданы по экстерриториальной подсудности.
Важно, что в рамках административного процесса достаточно ходатайства истца, именно истцу принадлежит исключительное право выбрать экстерриториальную подсудность.
Важно понимать, что истец не может выбрать конкретный административный суд. После поступления ходатайства-дело автоматически может распределено в один из СМАСов Казахстана.
С учетом специфики споров, статуса ответчика (административный орган) такое требование выглядит более чем логичным и разумным.
В качестве преимуществ экстерриториальной подсудности можно назвать:
- отдаленность суда от административного органа, чьи действия обжалуются;
- формирование единых подходов и практики рассмотрения споров;
- равномерное распределение дел между судами.
Надеюсь, что с введением в действие этой нормы, мы увидим и другие преимущества.
Рассмотрение дел в онлайн-формате и электронный документооборот позволит активно применять данную норму на практике.
Экстерриториальная подсудность — важный инструмент в национальных и международных правовых системах. Обеспечение эффекивных процесуальных механизмов позволит сделать этот инструмент полезным и прикладным для участников адм.процессов.