Жанар Дуйсенова: Экстерриториальная подсудность по административным делам

24.01.2025
Алан Марат
Фото: из открытых источников
Читайте нас в

Экстерриториальная подсудность — это особый механизм распределения дел, позволяющий рассматривать дела в судах за пределами территориальной юрисдикции.

Такой институт действует в гражданском процессе, где стороны по соглашению могут определить для дела экстерриториальную подсудность.

С 1 марта 2025 года ч. 1 ст. 107 АППК будет действовать в следующей редакции:

Истец может выбрать экстерриториальную подсудность, в том числе и по административным делам, находящимся в производстве суда, до назначения административного дела к разбирательству в судебном заседании, за исключением дел, подлежащих рассмотрению в порядке ч. 3 ст. 102, ст. 103, ч. 1 ст. 105, ч. 2, 3 ст. 106 АППК.

Законодательно будет закреплена возможность передачи административных дел по экстерриториальной подсудности.

Однако имеются исключения, когда экстерриториальная подсудность не применяется: 

  • иски инвесторов по обжалованию административных актов, административных действий (бездействия) административных органов, должностных лиц (подсудность СМАС Астаны);
  • иски военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, если ответчиком являются органы военного управления (подсудность Военных судов);
  • иски об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума (подсудность Верховного Суда);
  • иски об оспаривании административных актов, вынесенных за пределами Республики Казахстан (подсудность СМАС Астаны);
  • иски об оспаривании административных актов, вынесенных в форме электронного документа (подсудность по месту жительства/нахождения истца).

Все остальные административные дела могут быть переданы по экстерриториальной подсудности.

Важно, что в рамках административного процесса достаточно ходатайства истца, именно истцу принадлежит исключительное право выбрать экстерриториальную подсудность.

Важно понимать, что истец не может выбрать конкретный административный суд. После поступления ходатайства-дело автоматически может распределено в один из СМАСов Казахстана.

С учетом специфики споров, статуса ответчика (административный орган) такое требование выглядит более чем логичным и разумным.

В качестве преимуществ экстерриториальной подсудности можно назвать:

  • отдаленность суда от административного органа, чьи действия обжалуются;
  • формирование единых подходов и практики рассмотрения споров;
  • равномерное распределение дел между судами.

Надеюсь, что с введением в действие этой нормы, мы увидим и другие преимущества.

Рассмотрение дел в онлайн-формате и электронный документооборот позволит активно применять данную норму на практике.

Экстерриториальная подсудность — важный инструмент в национальных и международных правовых системах. Обеспечение эффекивных процесуальных механизмов позволит сделать этот инструмент полезным и прикладным для участников адм.процессов.