Жанар Дуйсенова: Проверка судом административной процедуры
АППК регулирует как административную процедуру, так и судопроизводство по административным делам.
В общем смысле под административной процедурой мы понимаем деятельность административного органа по рассмотрению административного дела (стадии принятия решения, его обжалования и исполнения).
Административная процедура – это определенный алгоритм действий административного органа в публично-правовой сфере по реализации им властных полномочий в отношении граждан и организаций.
По общим правилам кодекса административная процедура завершается вынесением административного акта и совершением административного действия, порождающего для адресата правовые последствия.
При проверке законности административного акта и административного действий судьи оценивают также законность и полноту проведенной административной процедуры.
Статьей 84 АППК предусмотрено, что нарушение законодательства Республики Казахстан об административных процедурах является основанием для признания административного акта незаконным, если такое нарушение привело либо могло привести к принятию неправильного административного акта.
То есть законодатель прямо указывает на взаимосвязь административной процедуры и законности административного акта.
Противоречие действий административного органа с законодательством об административных процедурах и АППК влечет незаконность принятого административным актом решения.
К примеру, противопожарной службой как органом контроля внеплановая проверка конкретного объекта проведена на основании анонимного обращения, что является недопустимым согласно нормам Предпринимательского кодекса. Указанное нарушение процедуры влечет за собой незаконность результатов проверки.
Однако сам факт вынесения административного акта (совершения действия) в нарушение административной процедуры свидетельствует о нарушении прав и законных интересов участника административной процедуры, поскольку такой акт вынесен в нарушение установленного порядка.
При этом, признание административных актов незаконными лишь по процедурным нарушениям без цели защиты прав и интересов участника административной процедуры также недопустимо.
Само по себе нарушение закона не является достаточным и самостоятельным основанием для отмены административного акта, если при этом нарушение не привело к неправильности административного акта.
Поэтому абзац второй части 1 статьи 84 АППК предусматривает, что правильный по существу административный акт не может быть признан незаконным по одним лишь формальным основаниям.
При этом законодательно определение «формального нарушения» не закреплено.
На практике, суды к таким нарушениям относят незначительные нарушения, не затрагивающие существо самой процедуры и не ущемляющие права и интересы участников административной процедуры.
Тем не менее, административным органам при вынесении административных актов важно понимать значение и роль соблюдения административной процедуры.
Судья специализированного межрайонного административного суда города Астана Жанар Дуйсенова