Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подготовило проект поправок в Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, сообщает prosud.kz.
Проектом предусмотрены следующие поправки:
- установление критериев классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке его кредитоспособности.
- установление требований к наличию внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц.
- создание подразделения по защите прав и интересов клиентов физических лиц.
С целью снижения рисков для потребителей устанавливаются критерии классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке кредитоспособности.
Банк классифицирует физическое лицо, как заемщика с высоким уровнем
риска, при наличии двух или более факторов:
- срок кредитной истории менее 3 лет;
- просрочка исполнения
обязательства по погашению банковских займов и (или) микрокредитов составляет более 3
(трех) месячных расчётных показателей в течение 30 последовательных календарных дней за последние 12 месяцев;
- непогашенные банковские займы и (или)
микрокредиты в 3 и более финансовых организациях;
- ежемесячная совокупная сумма
исполнения обязательств по погашению банковских займов и(или) микрокредитов
превышает 45% ежемесячного постоянного дохода физического лица, рассчитанного банком;
- наличие негативной информации о
субъекте кредитной истории;
- постоянный источник дохода не
подтвержден в соответствии с внутренней методикой оценки постоянного источника
дохода.
В случае выдачи банком займов,
предусмотренных абзацами шестым или двадцатым настоящего подпункта, банк проводит
оценку вероятности дефолта до заключения договора банковского займа и с учетом
предоставленного займа. В случае, если вероятность дефолта по
банковскому займу с учетом предоставленного займа увеличивается более чем на 5 процентных пунктов, при этом исходная
вероятность дефолта превышает 5%, банк обеспечивает регулярный
мониторинг такого заемщика в соответствии с внутренними документами банка.
В целях обеспечения прозрачности при принятии банком решения по заявлению заемщика устанавливаются требования к наличию политики по реструктуризации.
Методика оценки постоянного источника дохода (заработная плата, пенсия,
пособия, дивиденды от ценных бумаг, доходы от сдачи в аренду недвижимости и
другие доходы) физического лица обеспечивает:
- сверку информации, предоставленной заемщиком для подтверждения
постоянного источника дохода с надежными источниками информации;
- предоставление достаточных доказательств наличия постоянного источника
дохода в тех случаях, когда физическое лицо не состоит в трудовых отношениях;
- определение
критериев регулярности поступления других доходов и применение более
длительного периода подтверждения источников получения другого дохода для
определения суммы, которая может рассматриваться как постоянный доход, когда
наблюдаются колебания поступлений.
Помимо этого, для соблюдения интересов потребителей в бизнес-модели банка вводится требование по наличию подразделения, которое будет выполнять контрольные функции в интересах потребителей.
С целью соблюдения прав и интересов
клиентов физических лиц банк обеспечивает наличие подразделения, независимого
от какой-либо деятельности структурных подразделений банка, составляющих первую
линию защиты, в функции которого входят:
- мониторинг
соблюдения работниками и уполномоченными агентами банка политики и процедур
соблюдения прав и интересов клиентов банка путем проведения процедур "тайного
покупателя";
- согласование
внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности
физических лиц;
- анализ
рисков для потребителей при согласовании условий финансовых продуктов;
- анализ
практик продвижения и рекламы финансовых продуктов банка;
- оценка
эффективности процессов рассмотрения обращений, в том числе заявлений о
внесении изменений в условия договора банковского займа, каналов для подачи
обращений, в том числе на интернет-ресурсе и в мобильном приложении;
- проведение
количественного и качественного анализа обращений в разрезе финансовых
продуктов банка в целях:
- оценки ключевых рисков для клиентов;
- оценки качества обслуживания и финансовых
продуктов;
- выявления системных проблем в процессах
предоставления финансовых услуг;
- выработки предложений по повышению качества
и каналов оказания финансовых услуг, процессов рассмотрения обращений, в том
числе заявлений о внесении изменений в условия договора банковского займа;
- мониторинг
исполнения банком ежегодных операционных планов и оценка эффективности принятых
мер банком по снижению уровня проблемных займов физических лиц;
- информирование
лиц (подразделений, органов банка), определенных в соответствующих внутренних
документах банка для принятия мер, но не ограничиваясь о:
- выявленных недостатках при разработке,
продвижении, рекламе финансовых продуктов;
- нарушениях процедур обслуживания клиентов и
раскрытии информации;
- недостатках в процессе кредитования;
- недостатках в процессах управления
проблемными активами;
- недостатках в процессах рассмотрения
обращений, в том числе заявлений на изменение условий договора банковского
займа и возмещения ущерба;
- мониторинг
исполнения решений банковского омбудсмана;
- предоставление
управленческой отчетности совету директоров по вопросам соблюдения прав и
интересов клиентов банка.
- обеспечение
оперативного взаимодействия по вопросам соблюдения прав и интересов клиентов
банка с уполномоченным органом.
Политика и процедуры соблюдения прав и
интересов клиентов банка, включают, но не ограничиваясь следующее:
- нормы
поведения работников банка и уполномоченного агента в ходе предоставления
финансовых продуктов;
- процедуры
предоставления финансовых продуктов и перечень информации, подлежащей раскрытию
на всех этапах взаимодействия;
- перечень
уполномоченных агентов банка и процедуры предоставления финансовых продуктов
через уполномоченного агента банка;
- требования
к квалификации работников и уполномоченных агентов, непосредственно
взаимодействующих с клиентами;
- идентификации
и процедуры предотвращения недобросовестных практик;
- структуру,
задачи, функции и полномочия должностных лиц, подразделений и работников банка,
участвующих в процессе принятия решения по обращениям и возмещения ущерба
клиентам;
- процедуры рассмотрения и принятия
решений по обращениям, в том числе по заявлениям на изменение условий договора
банковского займа с указанием сроков на каждом этапе рассмотрения.
Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 12 мая.