В банках появятся подразделения по защите прав клиентов-физических лиц

23.04.2025
Эльмира Караева
Фото: pixabay
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подготовило проект поправок в Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, сообщает prosud.kz.
Читать на сайте prosud.kz

Проектом предусмотрены следующие поправки:

С целью снижения рисков для потребителей устанавливаются критерии классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке кредитоспособности.

Банк классифицирует физическое лицо, как заемщика с высоким уровнем риска, при наличии двух или более факторов:

В случае выдачи банком займов, предусмотренных абзацами шестым или двадцатым настоящего подпункта, банк проводит оценку вероятности дефолта до заключения договора банковского займа и с учетом предоставленного займа. В случае, если вероятность дефолта по банковскому займу с учетом предоставленного займа увеличивается более чем на 5 процентных пунктов, при этом исходная вероятность дефолта превышает 5%, банк обеспечивает регулярный мониторинг такого заемщика в соответствии с внутренними документами банка.

В целях обеспечения прозрачности при принятии банком решения по заявлению заемщика устанавливаются требования к наличию политики по реструктуризации.

Методика оценки постоянного источника дохода (заработная плата, пенсия, пособия, дивиденды от ценных бумаг, доходы от сдачи в аренду недвижимости и другие доходы) физического лица обеспечивает:

Помимо этого, для соблюдения интересов потребителей в бизнес-модели банка вводится требование по наличию подразделения, которое будет выполнять контрольные функции в интересах потребителей.

С целью соблюдения прав и интересов клиентов физических лиц банк обеспечивает наличие подразделения, независимого от какой-либо деятельности структурных подразделений банка, составляющих первую линию защиты, в функции которого входят:

- оценки ключевых рисков для клиентов;

- оценки качества обслуживания и финансовых продуктов;

- выявления системных проблем в процессах предоставления финансовых услуг;

- выработки предложений по повышению качества и каналов оказания финансовых услуг, процессов рассмотрения обращений, в том числе заявлений о внесении изменений в условия договора банковского займа;

- выявленных недостатках при разработке, продвижении, рекламе финансовых продуктов;

- нарушениях процедур обслуживания клиентов и раскрытии информации;

- недостатках в процессе кредитования;

- недостатках в процессах управления проблемными активами;

- недостатках в процессах рассмотрения обращений, в том числе заявлений на изменение условий договора банковского займа и возмещения ущерба;

Политика и процедуры соблюдения прав и интересов клиентов банка, включают, но не ограничиваясь следующее:

Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 12 мая.

Законодательство АРРФР Обзор НПА Казахстан
Читайте также