В банках появятся подразделения по защите прав клиентов-физических лиц

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подготовило проект поправок в Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, сообщает prosud.kz.
Проектом предусмотрены следующие поправки:
- установление критериев классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке его кредитоспособности.
- установление требований к наличию внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц.
- создание подразделения по защите прав и интересов клиентов физических лиц.
С целью снижения рисков для потребителей устанавливаются критерии классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке кредитоспособности.
Банк классифицирует физическое лицо, как заемщика с высоким уровнем риска, при наличии двух или более факторов:
- срок кредитной истории менее 3 лет;
- просрочка исполнения обязательства по погашению банковских займов и (или) микрокредитов составляет более 3 (трех) месячных расчётных показателей в течение 30 последовательных календарных дней за последние 12 месяцев;
- непогашенные банковские займы и (или) микрокредиты в 3 и более финансовых организациях;
- ежемесячная совокупная сумма исполнения обязательств по погашению банковских займов и(или) микрокредитов превышает 45% ежемесячного постоянного дохода физического лица, рассчитанного банком;
- наличие негативной информации о субъекте кредитной истории;
- постоянный источник дохода не подтвержден в соответствии с внутренней методикой оценки постоянного источника дохода.
В случае выдачи банком займов, предусмотренных абзацами шестым или двадцатым настоящего подпункта, банк проводит оценку вероятности дефолта до заключения договора банковского займа и с учетом предоставленного займа. В случае, если вероятность дефолта по банковскому займу с учетом предоставленного займа увеличивается более чем на 5 процентных пунктов, при этом исходная вероятность дефолта превышает 5%, банк обеспечивает регулярный мониторинг такого заемщика в соответствии с внутренними документами банка.
В целях обеспечения прозрачности при принятии банком решения по заявлению заемщика устанавливаются требования к наличию политики по реструктуризации.
Методика оценки постоянного источника дохода (заработная плата, пенсия, пособия, дивиденды от ценных бумаг, доходы от сдачи в аренду недвижимости и другие доходы) физического лица обеспечивает:
- сверку информации, предоставленной заемщиком для подтверждения постоянного источника дохода с надежными источниками информации;
- предоставление достаточных доказательств наличия постоянного источника дохода в тех случаях, когда физическое лицо не состоит в трудовых отношениях;
- определение критериев регулярности поступления других доходов и применение более длительного периода подтверждения источников получения другого дохода для определения суммы, которая может рассматриваться как постоянный доход, когда наблюдаются колебания поступлений.
Помимо этого, для соблюдения интересов потребителей в бизнес-модели банка вводится требование по наличию подразделения, которое будет выполнять контрольные функции в интересах потребителей.
С целью соблюдения прав и интересов клиентов физических лиц банк обеспечивает наличие подразделения, независимого от какой-либо деятельности структурных подразделений банка, составляющих первую линию защиты, в функции которого входят:
- мониторинг соблюдения работниками и уполномоченными агентами банка политики и процедур соблюдения прав и интересов клиентов банка путем проведения процедур "тайного покупателя";
- согласование внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц;
- анализ рисков для потребителей при согласовании условий финансовых продуктов;
- анализ практик продвижения и рекламы финансовых продуктов банка;
- оценка эффективности процессов рассмотрения обращений, в том числе заявлений о внесении изменений в условия договора банковского займа, каналов для подачи обращений, в том числе на интернет-ресурсе и в мобильном приложении;
- проведение количественного и качественного анализа обращений в разрезе финансовых продуктов банка в целях:
- оценки ключевых рисков для клиентов;
- оценки качества обслуживания и финансовых продуктов;
- выявления системных проблем в процессах предоставления финансовых услуг;
- выработки предложений по повышению качества и каналов оказания финансовых услуг, процессов рассмотрения обращений, в том числе заявлений о внесении изменений в условия договора банковского займа;
- мониторинг исполнения банком ежегодных операционных планов и оценка эффективности принятых мер банком по снижению уровня проблемных займов физических лиц;
- информирование лиц (подразделений, органов банка), определенных в соответствующих внутренних документах банка для принятия мер, но не ограничиваясь о:
- выявленных недостатках при разработке, продвижении, рекламе финансовых продуктов;
- нарушениях процедур обслуживания клиентов и раскрытии информации;
- недостатках в процессе кредитования;
- недостатках в процессах управления проблемными активами;
- недостатках в процессах рассмотрения обращений, в том числе заявлений на изменение условий договора банковского займа и возмещения ущерба;
- мониторинг исполнения решений банковского омбудсмана;
- предоставление управленческой отчетности совету директоров по вопросам соблюдения прав и интересов клиентов банка.
- обеспечение оперативного взаимодействия по вопросам соблюдения прав и интересов клиентов банка с уполномоченным органом.
Политика и процедуры соблюдения прав и интересов клиентов банка, включают, но не ограничиваясь следующее:
- нормы поведения работников банка и уполномоченного агента в ходе предоставления финансовых продуктов;
- процедуры предоставления финансовых продуктов и перечень информации, подлежащей раскрытию на всех этапах взаимодействия;
- перечень уполномоченных агентов банка и процедуры предоставления финансовых продуктов через уполномоченного агента банка;
- требования к квалификации работников и уполномоченных агентов, непосредственно взаимодействующих с клиентами;
- идентификации и процедуры предотвращения недобросовестных практик;
- структуру, задачи, функции и полномочия должностных лиц, подразделений и работников банка, участвующих в процессе принятия решения по обращениям и возмещения ущерба клиентам;
- процедуры рассмотрения и принятия решений по обращениям, в том числе по заявлениям на изменение условий договора банковского займа с указанием сроков на каждом этапе рассмотрения.
Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 12 мая.