В банках появятся подразделения по защите прав клиентов-физических лиц

23.04.2025
Автор материала: Эльмира Караева
Люди, документы, соглашение Фото: pixabay
Читайте нас в:

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подготовило проект поправок в Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, сообщает prosud.kz.

Проектом предусмотрены следующие поправки:

  • установление критериев классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке его кредитоспособности.
  • установление требований к наличию внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц.
  • создание подразделения по защите прав и интересов клиентов физических лиц.

С целью снижения рисков для потребителей устанавливаются критерии классификации физического лица, как заемщика с высоким уровнем риска при оценке кредитоспособности.

Банк классифицирует физическое лицо, как заемщика с высоким уровнем риска, при наличии двух или более факторов:

  • срок кредитной истории менее 3 лет;
  • просрочка исполнения обязательства по погашению банковских займов и (или) микрокредитов составляет более 3 (трех) месячных расчётных показателей в течение 30 последовательных календарных дней за последние 12 месяцев;
  • непогашенные банковские займы и (или) микрокредиты в 3 и более финансовых организациях;
  • ежемесячная совокупная сумма исполнения обязательств по погашению банковских займов и(или) микрокредитов превышает 45% ежемесячного постоянного дохода физического лица, рассчитанного банком;
  • наличие негативной информации о субъекте кредитной истории;
  • постоянный источник дохода не подтвержден в соответствии с внутренней методикой оценки постоянного источника дохода.

В случае выдачи банком займов, предусмотренных абзацами шестым или двадцатым настоящего подпункта, банк проводит оценку вероятности дефолта до заключения договора банковского займа и с учетом предоставленного займа. В случае, если вероятность дефолта по банковскому займу с учетом предоставленного займа увеличивается более чем на 5 процентных пунктов, при этом исходная вероятность дефолта превышает 5%, банк обеспечивает регулярный мониторинг такого заемщика в соответствии с внутренними документами банка.

В целях обеспечения прозрачности при принятии банком решения по заявлению заемщика устанавливаются требования к наличию политики по реструктуризации.

Методика оценки постоянного источника дохода (заработная плата, пенсия, пособия, дивиденды от ценных бумаг, доходы от сдачи в аренду недвижимости и другие доходы) физического лица обеспечивает:

  • сверку информации, предоставленной заемщиком для подтверждения постоянного источника дохода с надежными источниками информации;
  • предоставление достаточных доказательств наличия постоянного источника дохода в тех случаях, когда физическое лицо не состоит в трудовых отношениях;
  • определение критериев регулярности поступления других доходов и применение более длительного периода подтверждения источников получения другого дохода для определения суммы, которая может рассматриваться как постоянный доход, когда наблюдаются колебания поступлений.

Помимо этого, для соблюдения интересов потребителей в бизнес-модели банка вводится требование по наличию подразделения, которое будет выполнять контрольные функции в интересах потребителей.

С целью соблюдения прав и интересов клиентов физических лиц банк обеспечивает наличие подразделения, независимого от какой-либо деятельности структурных подразделений банка, составляющих первую линию защиты, в функции которого входят:

  • мониторинг соблюдения работниками и уполномоченными агентами банка политики и процедур соблюдения прав и интересов клиентов банка путем проведения процедур "тайного покупателя";
  • согласование внутреннего порядка принятия кредитных решений по урегулированию задолженности физических лиц;
  • анализ рисков для потребителей при согласовании условий финансовых продуктов;
  • анализ практик продвижения и рекламы финансовых продуктов банка;
  • оценка эффективности процессов рассмотрения обращений, в том числе заявлений о внесении изменений в условия договора банковского займа, каналов для подачи обращений, в том числе на интернет-ресурсе и в мобильном приложении;
  • проведение количественного и качественного анализа обращений в разрезе финансовых продуктов банка в целях:

- оценки ключевых рисков для клиентов;

- оценки качества обслуживания и финансовых продуктов;

- выявления системных проблем в процессах предоставления финансовых услуг;

- выработки предложений по повышению качества и каналов оказания финансовых услуг, процессов рассмотрения обращений, в том числе заявлений о внесении изменений в условия договора банковского займа;

  • мониторинг исполнения банком ежегодных операционных планов и оценка эффективности принятых мер банком по снижению уровня проблемных займов физических лиц;
  • информирование лиц (подразделений, органов банка), определенных в соответствующих внутренних документах банка для принятия мер, но не ограничиваясь о:

- выявленных недостатках при разработке, продвижении, рекламе финансовых продуктов;

- нарушениях процедур обслуживания клиентов и раскрытии информации;

- недостатках в процессе кредитования;

- недостатках в процессах управления проблемными активами;

- недостатках в процессах рассмотрения обращений, в том числе заявлений на изменение условий договора банковского займа и возмещения ущерба;

  • мониторинг исполнения решений банковского омбудсмана;
  • предоставление управленческой отчетности совету директоров по вопросам соблюдения прав и интересов клиентов банка.
  • обеспечение оперативного взаимодействия по вопросам соблюдения прав и интересов клиентов банка с уполномоченным органом.

Политика и процедуры соблюдения прав и интересов клиентов банка, включают, но не ограничиваясь следующее:

  • нормы поведения работников банка и уполномоченного агента в ходе предоставления финансовых продуктов;
  • процедуры предоставления финансовых продуктов и перечень информации, подлежащей раскрытию на всех этапах взаимодействия;
  • перечень уполномоченных агентов банка и процедуры предоставления финансовых продуктов через уполномоченного агента банка;
  • требования к квалификации работников и уполномоченных агентов, непосредственно взаимодействующих с клиентами;
  • идентификации и процедуры предотвращения недобросовестных практик;
  • структуру, задачи, функции и полномочия должностных лиц, подразделений и работников банка, участвующих в процессе принятия решения по обращениям и возмещения ущерба клиентам;
  • процедуры рассмотрения и принятия решений по обращениям, в том числе по заявлениям на изменение условий договора банковского займа с указанием сроков на каждом этапе рассмотрения.

Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 12 мая.