В Казахстане пересмотрели порядок формирования тарифов на услуги естественных монополистов

04.06.2025
Эльмира Караева
Фото: prosud.kz
Министр национальной экономики РК приказом от 27 мая 2025 года внес изменения в Правила формирования тарифов, сообщает prosud.kz.
Читать на сайте prosud.kz

В частности, в правила добавили понятия:

Помимо этого, правила дополнены новой главой, которая определяет порядок изменения утвержденной тарифной сметы и утвержденной инвестиционной программы в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.

Субъект обращается в ведомство уполномоченного органа одновременно с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы и инвестиционной программы, говорится в тексте.

При обращении с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы субъект представляет в ведомство уполномоченного органа проект тарифной сметы, с учетом изменений и материалы, обосновывающие внесение изменений в утвержденную тарифную смету.

С учетом согласования технического оператора в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, субъект направляет проекты тарифной сметы и инвестиционной программы на согласование в ведомство уполномоченного органа с целью оценки влияния проекта на тариф.

Результаты согласования либо отказа в согласовании проекта ведомством уполномоченного органа отражаются на электронной платформе закупок по модернизации.

При обращении с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы субъект представляет в ведомство уполномоченного органа:

Также поправками установлен порядок изменения утвержденной инвестиционной программы.

Заявление на изменение утвержденной инвестиционной программы представляется одновременно в ведомство уполномоченного органа и государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях, и местный исполнительный орган.

При обращении с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы субъект представляет в ведомство уполномоченного органа, в том числе:

Сроки рассмотрения заявления на изменение утвержденной инвестиционной программы со дня ее представления составляют:

При этом срок рассмотрения не продлевается.

Изменение тарифа осуществляется по инициативе ведомства уполномоченного органа не более двух раз в год, и по инициативе субъекта не более одного раза в год.

Основаниями изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия являются:

Изменение в утвержденную тарифную смету до истечения его срока действия, в том числе в случае получения на баланс и (или) в доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг субъектами от других энергопередающих организаций, уполномоченным органом осуществляется не выше уровня прогноза социально-экономического развития на соответствующий год.

В рамках национального проекта по модернизация энергетического и коммунального секторов субъект обращается в ведомство уполномоченного органа с дополнительной инициативой в течение года по предоставлению заявки на изменение утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия.

В случае применения стимулирующего метода тарифного регулирования, субъект подает заявку на изменение утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия в процессе ежегодной корректировки тарифов на следующий регуляторный год.

К заявке на изменение тарифа прилагаются:

В случае изменения стоимости стратегических товаров и (или) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортировку стратегических товаров к заявке на утверждение тарифа прилагаются конкурсная документация, решения конкурсных (тендерных) комиссий по закупке товаров, договора, счета-фактуры, расчеты уровня затрат, а также произведенные на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере), расчеты технических потерь, нормах расхода стратегического товара.

Субъект представляет в ведомство уполномоченного органа копию кредитного соглашения с графиком погашения, заключенного в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов, не позднее чем за тридцать календарных дней после ввода в действие тарифа.

В целях обеспечения возврата заемных средств, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов в населенных пунктах в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов субъектом, уполномоченный орган обеспечивает включение затрат в тариф на предстоящий период его утверждения и в последующих периодах утверждения тарифа до исполнения субъектом обязательств по погашению долга.

При этом, объем затрат в утвержденном тарифе по привлеченным займам субъекта не подлежит изменению, за исключением случаев изменения условий договора займа.

Субъект в приоритетном порядке исполняет обязательства по договору займа при исполнении мероприятий утвержденной инвестиционной программы и тарифной сметы в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.

Неисполнение вышеуказанных обязательств является основанием для отказа в изменении утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока действия.

Приказ вводится в действие с 14 июня.

МНЭ РК Законодательство Обзор НПА Казахстан
Читайте также