В Казахстане пересмотрели порядок формирования тарифов на услуги естественных монополистов

Министр национальной экономики РК приказом от 27 мая 2025 года внес изменения в Правила формирования тарифов, сообщает prosud.kz.
В частности, в правила добавили понятия:
- электронная платформа закупок модернизации – информационно-коммуникационная платформа, предназначенная для централизованного сбора, обработки, хранения электронных информационных ресурсов, закупки товаров, работ и услуг, приобретения товаров у отечественных товаропроизводителей, заключения контрактов "под ключ", мониторинга реализации проектов в части национального проекта модернизации энергетического и коммунального секторов;
- финансовый оператор – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек";
- технический оператор в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства – акционерное общество "Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства".
Помимо этого, правила дополнены новой главой, которая определяет порядок изменения утвержденной тарифной сметы и утвержденной инвестиционной программы в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.
Субъект обращается в ведомство уполномоченного органа одновременно с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы и инвестиционной программы, говорится в тексте.
При обращении с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы субъект представляет в ведомство уполномоченного органа проект тарифной сметы, с учетом изменений и материалы, обосновывающие внесение изменений в утвержденную тарифную смету.
С учетом согласования технического оператора в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, субъект направляет проекты тарифной сметы и инвестиционной программы на согласование в ведомство уполномоченного органа с целью оценки влияния проекта на тариф.
Результаты согласования либо отказа в согласовании проекта ведомством уполномоченного органа отражаются на электронной платформе закупок по модернизации.
При обращении с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы субъект представляет в ведомство уполномоченного органа:
- проект тарифной сметы;
- проект инвестиционной программы;
- заключение о согласовании техническим оператором в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
Также поправками установлен порядок изменения утвержденной инвестиционной программы.
Заявление на изменение утвержденной инвестиционной программы представляется одновременно в ведомство уполномоченного органа и государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих отраслях, и местный исполнительный орган.
При обращении с заявлением об изменении утвержденной инвестиционной программы субъект представляет в ведомство уполномоченного органа, в том числе:
- проект инвестиционной программы;
- заключение финансового оператора, в том числе индикатив с условиями финансирования, выданный банком;
- заключение технического оператора в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе согласованная проектно-сметная документация.
Сроки рассмотрения заявления на изменение утвержденной инвестиционной программы со дня ее представления составляют:
- ведомством уполномоченного органа – не более двадцати рабочих дней;
- государственным органом, осуществляющим руководство в соответствующей отрасли, и (или) местным исполнительным органом – не более десяти рабочих дней.
При этом срок рассмотрения не продлевается.
Изменение тарифа осуществляется по инициативе ведомства уполномоченного органа не более двух раз в год, и по инициативе субъекта не более одного раза в год.
Основаниями изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия являются:
- изменение вида и стоимости стратегических товаров и подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортировку стратегических товаров;
- объявление чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством РК;
- изменение ставок налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством РК;
- изменение утвержденной инвестиционной программы или условий заключенного договора займа, затраты по которым предусмотрены в утвержденной инвестиционной программе в связи с реализацией государственных программ или национальных проектов, а также Документов системы государственного планирования;
- увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг;
- изменение себестоимости электрической энергии и воды собственного производства, используемых атомно-энергетическим комплексом при предоставлении регулируемых услуг по производству, передаче, распределению или снабжению тепловой энергией и водоснабжению, связанное с изменением цены на газ или его транспортировку;
- несоблюдение показателей качества и надежности регулируемых услуг;
- несоответствие деятельности субъекта, предоставляющего регулируемую услугу по передаче электрической энергии, требованиям на основании информации государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
- недостижение показателей эффективности деятельности субъектов;
- получение на баланс или в доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг субъектами от местных исполнительных органов, уполномоченного органа по управлению государственным имуществом, в том числе электрических сетей от других энергопередающих организаций, в соответствии с планом передачи на баланс или в доверительное управление имущества при его получении в безвозмездное пользование;
- изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год;
- передача субъекту в имущественный наем (аренду) или доверительное управление магистрального газопровода по маршруту "Кызылорда -Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана".
Изменение в утвержденную тарифную смету до истечения его срока действия, в том числе в случае получения на баланс и (или) в доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг субъектами от других энергопередающих организаций, уполномоченным органом осуществляется не выше уровня прогноза социально-экономического развития на соответствующий год.
В рамках национального проекта по модернизация энергетического и коммунального секторов субъект обращается в ведомство уполномоченного органа с дополнительной инициативой в течение года по предоставлению заявки на изменение утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия.
В случае применения стимулирующего метода тарифного регулирования, субъект подает заявку на изменение утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия в процессе ежегодной корректировки тарифов на следующий регуляторный год.
К заявке на изменение тарифа прилагаются:
- пояснительная записка, с указанием причин изменения утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока действия;
- проект тарифной сметы. При этом в случае увеличения стоимости стратегических товаров в тарифной смете корректируются только статьи затрат, включающие использование стратегических товаров и (или) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортировку стратегических товаров;
- документы, подтверждающие необходимость изменения утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока действия;
- 4перечень документов, предусмотренных пунктом 374-6 настоящих Правил (в случае реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов).
В случае изменения стоимости стратегических товаров и (или) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортировку стратегических товаров к заявке на утверждение тарифа прилагаются конкурсная документация, решения конкурсных (тендерных) комиссий по закупке товаров, договора, счета-фактуры, расчеты уровня затрат, а также произведенные на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере), расчеты технических потерь, нормах расхода стратегического товара.
Субъект представляет в ведомство уполномоченного органа копию кредитного соглашения с графиком погашения, заключенного в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов, не позднее чем за тридцать календарных дней после ввода в действие тарифа.
В целях обеспечения возврата заемных средств, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов в населенных пунктах в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов субъектом, уполномоченный орган обеспечивает включение затрат в тариф на предстоящий период его утверждения и в последующих периодах утверждения тарифа до исполнения субъектом обязательств по погашению долга.
При этом, объем затрат в утвержденном тарифе по привлеченным займам субъекта не подлежит изменению, за исключением случаев изменения условий договора займа.
Субъект в приоритетном порядке исполняет обязательства по договору займа при исполнении мероприятий утвержденной инвестиционной программы и тарифной сметы в рамках реализации национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.
Неисполнение вышеуказанных обязательств является основанием для отказа в изменении утвержденного ведомством уполномоченного органа тарифа до истечения его срока действия.
Приказ вводится в действие с 14 июня.