Обновлены основания для изменения тарифов в Казахстане

Министр национальной экономики приказом от 3 октября 2025 года внес изменения в Правила формирования тарифов, сообщает prosud.kz.
Изменение тарифа осуществляется по инициативе ведомства уполномоченного органа не более двух раз в год, и по инициативе субъекта не более одного раза в год.
Поправками обновлены основания изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия:
- изменение вида и стоимости стратегических товаров и (или) подлежащих государственному регулированию тарифов (цен) на транспортировку стратегических товаров;
- объявление чрезвычайной ситуации в соответствии с законодательством РК;
- изменение ставок налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством РК;
- изменение утвержденной инвестиционной программы и (или) условий заключенного договора займа, затраты по которым предусмотрены в утвержденной инвестиционной программе в связи с реализацией государственных программ и (или) национальных проектов, а также Документов системы государственного планирования;
- увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг;
- изменение себестоимости электрической энергии и воды собственного производства, используемых атомно-энергетическим комплексом при предоставлении регулируемых услуг по производству, передаче, распределению и (или) реализации тепловой энергии и водоснабжению, связанное с изменением цены на газ и (или) его транспортировку;
- несоблюдение показателей качества и надежности регулируемых услуг;
- несоответствие деятельности субъекта, предоставляющего регулируемую услугу по передаче электрической энергии, требованиям пункта 6 статьи 13-1 закона «Об электроэнергетике» на основании информации государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
- недостижение показателей эффективности деятельности субъектов;
- получение на баланс и (или) в доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг субъектами, за исключением субъектов, предоставляющих регулируемые услуги, предусмотренные подпунктами 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 5 закона, от местных исполнительных органов, уполномоченного органа по управлению государственным имуществом, в том числе электрических сетей от других энергопередающих организаций, в соответствии с планом передачи на баланс и (или) в доверительное управление имущества при его получении в безвозмездное пользование;
- изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год, за исключением случая, предусмотренных подпунктами 11-1) и 11-2) настоящего пункта.
- изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника субъекта естественной монополии, предоставляющего регулируемые услуги, предусмотренные подпунктом 14) пункта 1 статьи 5 закона.
При этом для субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые услуги, основанием для изменения является изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год, предусмотренной для субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона.
- в случае недостижения номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год, уровня номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности по республике применяется расчет увеличения в утвержденной тарифной смете уровня заработной платы одного работника не более двадцати процентов в год до достижения соответствующего уровня по видам экономической деятельности по РК;
При этом основанием для изменения является изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год, предусмотренной для субъектов, оказывающих регулируемые услуги, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 5 закона.
- передача субъекту в имущественный наем (аренду) или доверительное управление магистрального газопровода по маршруту «Кызылорда - Жезказган - Караганда - Темиртау - Астана».
Изменение в утвержденную тарифную смету до истечения его срока действия на основании, предусмотренном подпунктом 10) настоящего пункта Правил, в том числе в случае получения на баланс и (или) в доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг субъектами от других энергопередающих организаций, уполномоченным органом осуществляется не выше уровня прогноза социально-экономического развития на соответствующий год.
В случае изменения тарифа до истечения его срока действия, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами 4), 5), 7), 8), 10), 11), 11-1), 11-2) и 12) пункта 601 настоящих Правил, изменяется соответствующая статья затрат.
При этом в случае возникновения фактических расходов или доходов за предыдущий законченный период (год), полученных из-за разницы цены купли-продажи электрической энергии у единого закупщика электрической энергии, ведомство уполномоченного органа и его территориальный орган для субъектов в сферах передачи электрической энергии, водоснабжения и (или) водоотведения изменяет затратную часть тарифа, на сумму необоснованно полученного или недополученного дохода, за исключением затрат по балансирующему рынку электрической энергии, при изменении тарифа.
При изменении тарифа до истечения его срока действия в соответствии с подпунктом 9) пункта 601 настоящих Правил в утвержденной тарифной смете исключаются инвестиционные затраты (прибыль, амортизационные отчисления, капитальные затраты, приводящие к росту стоимости основных средств), определенные настоящими Правилами.
Ведомство уполномоченного органа инициирует изменение тарифа до истечения его срока действия по причине увеличения объемов предоставляемых услуг на основании:
- отчета об исполнении утвержденной тарифной сметы;
- информации потребителя о планируемом увеличении объемов потребляемых регулируемых услуг с приложением подтверждающих документов.
В случае изменения тарифа до истечения его срока действия по причинам, предусмотренным подпунктами 5), 10) и 12) пункта 601 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа проводит анализ расчетов и материалов.
По результатам анализа представленных с заявлением расчетов и материалов, ведомство уполномоченного органа корректирует условно-переменные затраты и объемы оказываемых услуг или оставляет без рассмотрения заявление субъекта на изменение тарифа, если такое изменение приводит к повышению утвержденного тарифа.
Ведомство уполномоченного органа для субъектов, предоставляющих регулируемые услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети и услуги за пользование национальной электрической сети, корректирует условно-переменные затраты, объемы оказываемых услуг и прибыль (на покрытие заемного финансирования и возмещения заемных ресурсов (резервирование средств, суммы вознаграждения от их размещения (в облигациях и других ценных бумагах, на депозитах в банках и/или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также на выплату авансовых платежей по заключенным договорам в рамках исполнения утвержденной инвестиционной программы) до даты погашения полной стоимости облигационного займа) и/или изменения инвестиционной программы в сторону роста ее суммы), не превышающую допустимый уровень прибыли, для развития и эффективного функционирования субъекта естественной монополии.
Производственные расходы затратной части тарифа включаются в затратную часть тарифа следующим образом:
- материальные расходы, включаемые в затратную часть тарифа, определяются исходя из фактических показателей, но не превышающих расчеты потребности сырья, материалов, топлива, энергии (материальных ресурсов) на выпуск единицы продукции (услуг, товаров, работ), произведенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере) (при их наличии), и цен материальных ресурсов, определенных по фактическим результатам закупок, произведенных до подачи заявки на утверждение тарифа.
Расходы, связанные с уровнем нормативных технических потерь, в соответствии с расчетами технических потерь произведенными на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере).
- расходы на оплату труда производственного персонала при формировании тарифа исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития РК (инфляция) или исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, и среднемесячной заработной платы в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, согласно видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год или за четвертый квартал, сложившиеся с начала года, предшествующей подаче заявки.
При этом для субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые услуги, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, расходы на оплату труда производственного персонала при формировании тарифа исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция) или исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, и среднемесячной заработной платы в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, согласно видам экономической деятельности в сферах по передаче электрической энергии, производству, передаче, распределению и (или) реализации тепловой энергии, сложившейся по данным статистики за год или за четвертый квартал, сложившиеся с начала года, предшествующей подаче заявки.
При превышении заработной платы производственного персонала, определенной исходя из среднемесячной заработной платы производственного персонала в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги согласно видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год над среднемесячной номинальной заработной платой в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, сложившейся по данным статистики за год учитывается среднемесячная номинальная заработная плата в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, сложившейся по данным статистики за год.
Для субъектов естественных монополий малой мощности расходы на оплату труда производственного персонала определяются на уровне не ниже двукратного минимального размера заработной платы, устанавливаемой ежегодно законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае введения новых объектов, мощностей и реализации иных мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой расходы на оплату труда производственного персонала для новых объектов определяются исходя из нормативной численности производственного персонала.
При этом, расчеты потребности численности персонала, сырья, материалов, топлива, энергии и расчеты технических потерь, производятся на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере).
- амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов;
- средства, направляемые субъектом на ремонт, не приводящие к росту стоимости основных средств, включаются в затратную часть тарифа на основании подтверждающих документов о необходимости такой работы;
- прочие производственные расходы, непосредственно относящиеся к регулируемой услуге, включаются в затратную часть тарифа на основании подтверждающих документов с учетом отраслевых особенностей.
Также изменился порядок учета в затратной части тарифа расходов.
Приказ вводится в действие с 19 октября.