В частности, обновлен заголовок документа: «Об утверждении Правил введения и отмены Национальным Банком Республики Казахстан особого режима регулирования, осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, критериев отбора Национальным Банком Республики Казахстан и Правил рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования».
Также Нацбанк утвердил следующие критерии отбора для участия в особом режиме регулирования:
- способствует повышению конкуренции на рынках платежных услуг и (или) цифровых активов;
- способствует развитию рынков платежных услуг и (или) цифровых активов и соответствует интересам потребителей;
- способствует повышению географической доступности платежных услуг и (или) цифровых активов;
- предусматривает внедрение новых технологий и услуг (бизнес-процессов) на рынках платежных услуг и (или) цифровых активов;
- направлено на снижение издержек и рисков для потребителей платежных услуг, держателей цифровых активов и участников рынков платежных услуг и (или) цифровых активов;
Помимо этого, поправками предусматривается, что специальные условия осуществления деятельности в рамках особого режима регулирования, связанные с цифровыми активами и (или) платежными услугами, срок действия договора, количество потребителей, объем обязательств, пределы действия норм законов «О платежах и платежных системах», «О цифровых активах в Республике Казахстан» и нормативных правовых актов Национального банка, принимаемых в соответствии с указанными законами, на участников особого режима регулирования определяются Национальным Банком.
Особый режим регулирования отменяется:
При отмене особого режима регулирования, либо истечении срока, на который он был введен, действие договора прекращается, и участник прекращает деятельность, осуществляемую в рамках особого режима регулирования.
После прекращения действия договора участник в течение пяти рабочих дней уведомляет своих потребителей о прекращении осуществления платежной услуги или деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, и исполняет обязательства перед своими потребителями в соответствии с договором об оказании платежной услуги или деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами, заключенных с потребителями в рамках особого режима регулирования, гражданским законодательством, законодательством о платежах и платежных системах РК и законодательством о цифровых активах в РК.
При осуществлении деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами в рамках особого режима регулирования, участник обеспечивает соблюдение условий Типового договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования, предусмотренного приложением к Правилам, а также:
Также поправки коснулись Правил рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования.
Для осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами заявитель представляет в Нацбанк заявление.
К заявлению следует приложить следующие документы и информацию:
- обоснование необходимости осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования;
- описание видов деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, планируемой к осуществлению в рамках особого режима регулирования;
- описание целевых потребителей (при наличии) осуществляемой деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, и сведения о наличии потребителей, заинтересованных в деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами заявителя, предоставляемой (предоставляемом) в рамках особого режима регулирования;
- указание территории осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования;
- описание потенциальных преимуществ видов деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, а также возможных рисков для потребителей;
- план управления рисками (описание рисков, связанных осуществлением деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами в рамках особого режима регулирования, и способы управления рисками на период оказания (осуществления);
- планируемые масштабы деятельности в рамках особого режима регулирования: количество потребителей, описание деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами;
Также указывается, что если заявителем является платежная организация, сведения, предусмотренные подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, не предоставляются.
Нацбанк отказывает в заключении договора заявителю по основаниям, определенным пунктом 4 статьи 51-5 закона.
При наличии оснований для отказа в заключении договора заявителю, срок рассмотрения заявления может быть продлен мотивированным решением руководителя Нацбанка или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения заявления, о чем извещается заявитель в течение трех рабочих дней со дня продления срока, в соответствии с АППК.
В случае отказа в заключении договора заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде.
Заявитель вправе обжаловать отказ Нацбанка в заключении договора в порядке, определенном главой 13 АППК. Если иное не предусмотрено АППК, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке.
Постановление вводится в действие с 31 августа.