Кто и как может попасть в "регуляторную песочницу" по цифровым активам Нацбанка

Сегодня, 11:11
Автор материала: Эльмира Караева
Национальный банк РК, Национальный банк Казахстана, Нацбанк РК, НБК Фото: пресс-служба Национального банка РК

Правление Нацбанка РК постановлением от 25 июля 2025 года внесло изменения в Правила введения и отмены Нацбанком РК особого режима регулирования, осуществления деятельности в рамках особого режима регулирования платежными организациями, сообщает prosud.kz.

В частности, обновлен заголовок документа: «Об утверждении Правил введения и отмены Национальным Банком Республики Казахстан особого режима регулирования, осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, критериев отбора Национальным Банком Республики Казахстан и Правил рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования».

Также Нацбанк утвердил следующие критерии отбора для участия в особом режиме регулирования:

  • заявитель является банком второго уровня РК, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, платежной организацией-резидентом РК, и (или) иным юридическим лицом-резидентом РК, не являющимся финансовой организацией;
  • у учредителя - физического лица либо первого руководителя исполнительного органа или органа управления учредителя - юридического лица заявителя отсутствует неснятая или непогашенная судимость или в отношении них не осуществлялось уголовное преследование за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности;
  • деятельность заявителя, планируемая к предоставлению в рамках особого режима регулирования, соответствует одному или нескольким из нижеперечисленных условий:

- способствует повышению конкуренции на рынках платежных услуг и (или) цифровых активов;

- способствует развитию рынков платежных услуг и (или) цифровых активов и соответствует интересам потребителей;

- способствует повышению географической доступности платежных услуг и (или) цифровых активов;

- предусматривает внедрение новых технологий и услуг (бизнес-процессов) на рынках платежных услуг и (или) цифровых активов;

- направлено на снижение издержек и рисков для потребителей платежных услуг, держателей цифровых активов и участников рынков платежных услуг и (или) цифровых активов;

  •  представленный заявителем для участия в особом режиме регулирования бизнес-план соответствует целям особого режима регулирования.

Помимо этого, поправками предусматривается, что специальные условия осуществления деятельности в рамках особого режима регулирования, связанные с цифровыми активами и (или) платежными услугами, срок действия договора, количество потребителей, объем обязательств, пределы действия норм законов «О платежах и платежных системах», «О цифровых активах в Республике Казахстан» и нормативных правовых актов Национального банка, принимаемых в соответствии с указанными законами, на участников особого режима регулирования определяются Национальным Банком.

Особый режим регулирования отменяется:

  • при прекращении участниками деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, в соответствии с законодательством РК;
  • при истечении срока или досрочном расторжении Национальным банком договора с участником особого режима регулирования. Национальный банк расторгает договор в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 51-5 Закона;
  • при исключении платежной организации из реестра платежных организаций;
  • при лишении лицензии банка второго уровня РК и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, на проведение банковских операций;
  • в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством или договором.

При отмене особого режима регулирования, либо истечении срока, на который он был введен, действие договора прекращается, и участник прекращает деятельность, осуществляемую в рамках особого режима регулирования.

После прекращения действия договора участник в течение пяти рабочих дней уведомляет своих потребителей о прекращении осуществления платежной услуги или деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, и исполняет обязательства перед своими потребителями в соответствии с договором об оказании платежной услуги или деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами, заключенных с потребителями в рамках особого режима регулирования, гражданским законодательством, законодательством о платежах и платежных системах РК и законодательством о цифровых активах в РК.

При осуществлении деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами в рамках особого режима регулирования, участник обеспечивает соблюдение условий Типового договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования, предусмотренного приложением к Правилам, а также:

  • информирует потребителей об изменении сроков и условий введенного особого режима регулирования в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующей информации от Национального банка;
  • ежемесячно, не позднее пятого рабочего дня месяца, представляет в Национальный банк информацию о промежуточных результатах оказания (осуществления) платежной услуги и (или) деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в соответствии с условиями договора.

Также поправки коснулись Правил рассмотрения документов для заключения договора об осуществлении деятельности в рамках особого режима регулирования.

Для осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами или платежными услугами заявитель представляет в Нацбанк заявление.

К заявлению следует приложить следующие документы и информацию:

  • копии учредительных документов (нотариально засвидетельствованные в случае непредставления оригиналов для сверки);
  • сведения об учредителях (участниках), акционерах, о первом руководителе (членах) исполнительного органа, с указанием полного наименования и места нахождения юридического лица;
  • бизнес-план, содержащий:

- обоснование необходимости осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования;

- описание видов деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, планируемой к осуществлению в рамках особого режима регулирования;

- описание целевых потребителей (при наличии) осуществляемой деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования, и сведения о наличии потребителей, заинтересованных в деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами заявителя, предоставляемой (предоставляемом) в рамках особого режима регулирования;

- указание территории осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования;

- описание потенциальных преимуществ видов деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, а также возможных рисков для потребителей;

- план управления рисками (описание рисков, связанных осуществлением деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами в рамках особого режима регулирования, и способы управления рисками на период оказания (осуществления);

- планируемые масштабы деятельности в рамках особого режима регулирования: количество потребителей, описание деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами;

  • срок, в течение которого заявитель планирует осуществление деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, в рамках особого режима регулирования;
  • этапы развития деятельности в рамках особого режима регулирования, ожидаемые результаты, критерии и показатели оценки эффективности деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами заявителя в рамках особого режима регулирования;
  • план мероприятий с описанием порядка прекращения осуществления деятельности, связанной с цифровыми активами и (или) платежными услугами, и исполнения договорных отношений с потребителями на случай планового или досрочного прекращения действия договора;
  • пределы действия норм законов «О платежах и платежных системах», «О цифровых активах в Республике Казахстан» и нормативных правовых актов Нацбанка, на заявителя в рамках особого режима регулирования.

Также указывается, что если заявителем является платежная организация, сведения, предусмотренные подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, не предоставляются.

Нацбанк отказывает в заключении договора заявителю по основаниям, определенным пунктом 4 статьи 51-5 закона.

При наличии оснований для отказа в заключении договора заявителю, срок рассмотрения заявления может быть продлен мотивированным решением руководителя Нацбанка или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев ввиду необходимости установления фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения заявления, о чем извещается заявитель в течение трех рабочих дней со дня продления срока, в соответствии с АППК.

В случае отказа в заключении договора заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде.

Заявитель вправе обжаловать отказ Нацбанка в заключении договора в порядке, определенном главой 13 АППК. Если иное не предусмотрено АППК, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке.

Постановление вводится в действие с 31 августа.