Плановые и внеплановые проверки школ и детсадов будут проводить в Казахстане
Токаев подписал закон от 4 декабря 2025 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, образования, семьи и государственного контроля", сообщает prosud.kz.
Согласно документу, в закон "О правах ребенка в Республике Казахстан" добавлена новая статья, которая устанавливает порядок проведения государственного контроля в отношении организаций образования.
Государственный контроль в области защиты прав ребенка в отношении организаций образования и организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, финансируемых из государственного бюджета на питание, проживание, медицинскую помощь, образование, воспитание, оздоровление детей, осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок с посещением субъекта (объекта) государственного контроля на предмет соблюдения требований законодательства РК о правах ребенка.
Плановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом в области защиты прав детей РК в отношении субъектов (объектов) государственного контроля на основе системы оценки и управления рисками, по результатам анализа:
- предыдущего государственного контроля в области защиты прав ребенка в соответствии с Предпринимательским кодексом и настоящим законом;
- мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектами государственного контроля, в том числе посредством информационной системы «Национальная образовательная база данных» и Республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
- данных интернет-ресурсов государственных органов, организаций образования и организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и иных открытых источников;
- количества подтвержденных обращений, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов в течение одного календарного года.
Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационной системы оценки и управления рисками.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) государственного контроля, в отношении которых осуществляется государственный контроль, не должен превышать пять процентов от общего количества таких субъектов (объектов) государственного контроля.
Уполномоченный орган в области защиты прав детей РК для целей управления рисками при осуществлении государственного контроля в форме плановой проверки относит субъекты (объекты) государственного контроля к одной из следующих степеней риска:
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
Для субъектов, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения плановой проверки определяется не чаще одного раза в год.
Для субъектов, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения плановой проверки определяется не чаще одного раза в два года.
Для субъектов, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения плановой проверки определяется не чаще одного раза в три года.
Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения плановой проверки, утверждаются уполномоченным органом в области защиты прав детей Республики Казахстан и размещаются на его интернет-ресурсе.
Основанием для назначения плановой проверки субъекта государственного контроля является годовой список плановых проверок.
Годовой список проверок формируется в информационной системе оценки и управления рисками в автоматическом режиме.
Уполномоченный орган в области защиты прав детей размещает годовой список проверок на своем интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
При отсутствии автоматизированной информационной системы оценки и управления рисками годовой список проверок утверждается первым руководителем уполномоченного органа в области защиты прав детей в сроки, установленные частью третьей настоящего пункта.
Внесение изменений и дополнений в перечень плановых проверок осуществляется в случаях ликвидации, реорганизации, изменения наименования, перераспределения полномочий между субъектами государственного контроля, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений.
При наступлении вышеуказанных случаев плановая проверка может быть продлена, приостановлена и возобновлена.
Плановые проверки проводятся на основании акта о назначении проверки согласно годовому списку проверок.
Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) государственного контроля являются:
- контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате государственного контроля, если субъект государственного контроля более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения;
- обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства о правах ребенка;
- требования прокурора по конкретным фактам нарушения требований законодательства;
- обращения государственных органов по конкретным фактам нарушения требований;
- публикации и сообщения в масс-медиа по конкретным фактам нарушения требований;
- поручение органа уголовного преследования.
Также указывается, что внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.
Уполномоченный орган в области защиты прав детей обязан уведомить в письменном виде субъекта государственного контроля о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки с указанием даты ее начала.
Внеплановая проверка проводится без уведомления субъекта государственного контроля.
Началом проведения проверки считается дата вручения субъекту государственного контроля акта о назначении проверки, зарегистрированного в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, с указанием сроков и предмета проведения проверки.
В случаях отказа в принятии акта о назначении проверки, а также воспрепятствования доступу должностного лица уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 462 КОАП.
Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан, осуществляющим государственный контроль, и руководителем субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающим лицом.
Руководитель субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия замещающее лицо вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение причины отказа.
Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в акте о назначении проверки.
Акт о назначении проверки, дополнительный акт о продлении сроков проверки регистрируются до начала проверки путем их представления в электронной форме территориальному органу государственного органа, осуществляющему в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, по месту нахождения субъекта (объекта) государственного контроля.
В акте о назначении проверки указываются:
- номер и дата акта;
- наименование государственного органа;
- фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;
- сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;
- наименование субъекта (объекта) государственного контроля, его место нахождения;
- предмет назначенной проверки;
- срок проведения проверки;
- основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты Республики Казахстан, обязательные требования которых подлежат проверке;
- период проведения проверки;
- права и обязанности субъекта проверки, предусмотренные пунктом 21 настоящей статьи;
- подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;
- подпись руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающего лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.
Порядок регистрации актов о назначении проверки, дополнительных актов о продлении сроков проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и ее результатах определяется Генеральной прокуратурой РК.
Сроки проведения проверок устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:
- при проведении плановых проверок - пятнадцать рабочих дней и с продлением на срок не более пятнадцати рабочих дней;
- при проведении внеплановых проверок - десять рабочих дней и с продлением на срок до десяти рабочих дней.
При необходимости направления запроса в государственные органы, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан на срок, предусмотренный частью первой настоящего пункта.
В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан оформляет дополнительный акт о продлении сроков проверки с регистрацией в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина их продления.
В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении сроков проверки и уведомляет об этом субъект государственного контроля за один рабочий день до продления проверки.
Уведомление о продлении сроков проверки направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, по адресу электронной почты субъекта государственного контроля, если такой адрес ранее был представлен данным субъектом государственного контроля в уполномоченный орган в области защиты прав детей, или иным доступным способом.
Проверки осуществляются в рабочее время, установленное регламентом работы субъектов (объектов) государственного контроля.
Должностные лица уполномоченного органа в области защиты прав детей, прибывшие на проверку, обязаны предъявить субъекту государственного контроля:
- акт о назначении проверки;
- служебное удостоверение либо идентификационную карту.
По результатам проверки должностным лицом составляются:
- акт о результатах проверки;
- предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений.
К акту о результатах проверки при необходимости прилагаются копии документов, связанных с результатами проверки.
В акте о результатах проверки указываются:
- дата, время и место составления акта;
- наименование государственного органа;
- дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;
- фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
- наименование субъекта государственного контроля;
- дата, место и период проведения проверки;
- вид и предмет проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере;
- требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований и принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающего лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку.
По выявленным в результате проверки нарушениям субъекту государственного контроля выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В предписании об устранении выявленных нарушений указываются:
- дата, время и место составления предписания;
- наименование государственного органа;
- фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
- наименование субъекта государственного контроля, а также должность, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия -замещающего лица, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, место и период проведения проверки;
- перечень выявленных нарушений;
- указания по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающего лица;
- подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку.
В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия замещающее лицо излагает их в письменном виде в течение одного рабочего дня после получения предписания об устранении выявленных нарушений.
Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения предписания.
Субъект государственного контроля по нарушениям, указанным в предписании об устранении выявленных нарушений, в срок не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения, предоставляет информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков.
По истечении срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект государственного контроля в течение срока, установленного в предписании, обязан предоставить в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан информацию об устранении выявленных нарушений.
В случае досрочного устранения выявленных нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект государственного контроля обязан предоставить в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан информацию об устранении выявленных нарушений.
К предоставленной информации об устранении выявленных нарушений субъект государственного контроля прилагает материалы, доказывающие факт устранения нарушений.
В случае непредоставления субъектом государственного контроля в установленный срок информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный орган в области защиты прав детей РК в течение двух рабочих дней направляет субъекту государственного контроля запрос о необходимости предоставления информации об исполнении предписания.
В случае повторного непредоставления информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан вправе назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 1) пункта 6 настоящей статьи.
Завершением срока проверки считается день вручения субъекту государственного контроля акта о результатах плановой или внеплановой проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении плановой или внеплановой проверки или дополнительном акте о продлении сроков проверки.
Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящей статьей.
Субъекты государственного контроля вправе:
- не допускать к проверке должностных лиц уполномоченного органа в области защиты прав детей, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:
- несоблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;
- превышения либо истечения сроков, указанных в акте о назначении проверки (дополнительном акте о продлении срока (при наличии), не соответствующих срокам, установленным настоящей статьей;
- поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий;
- продления сроков проверки свыше срока, установленного настоящей статьей;
- отсутствия акта о назначении проверки;
- не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки;
- обжаловать акт о результатах проверки уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
- фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица, с его уведомления.
Проверки признаются недействительными, если они проведены с одним из следующих нарушений:
- отсутствие оснований проведения проверки субъекта (объекта) государственного контроля;
- отсутствие уведомления, а равно несоблюдение сроков уведомления о начале проведения проверки или о продлении сроков проверки;
- отсутствие акта о назначении проверки субъекта (объекта) государственного контроля или дополнительного акта о продлении сроков проверки;
- нарушение периодичности проведения проверки субъекта (объекта) государственного контроля;
- непредставление субъекту государственного контроля акта о назначении проверки субъекта (объекта) государственного контроля;
- назначение проверки субъекта (объекта) государственного контроля по вопросам, не входящим в его компетенцию;
- проведение проверки субъекта (объекта) государственного контроля без направления в установленные сроки акта о назначении проверки в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов.
Закон вводится в действие с 1 января 2026 года.
Мы сообщали, что Токаев подписал закон, запрещающий фонограммы на концертах.