Плановые и внеплановые проверки школ и детсадов будут проводить в Казахстане

Сегодня, 10:52
Автор материала: Эльмира Караева
Детский сад, детские сады, детсады, детский садик, детские садики, дети, няни, няня Фото: пресс-служба Правительства РК

Токаев подписал закон от 4 декабря 2025 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, образования, семьи и государственного контроля", сообщает prosud.kz.

Согласно документу, в закон "О правах ребенка в Республике Казахстан" добавлена новая статья, которая устанавливает порядок проведения государственного контроля в отношении организаций образования.

Государственный контроль в области защиты прав ребенка в отношении организаций образования и организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, финансируемых из государственного бюджета на питание, проживание, медицинскую помощь, образование, воспитание, оздоровление детей, осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок с посещением субъекта (объекта) государственного контроля на предмет соблюдения требований законодательства РК о правах ребенка.

Плановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом в области защиты прав детей РК в отношении субъектов (объектов) государственного контроля на основе системы оценки и управления рисками, по результатам анализа:

  • предыдущего государственного контроля в области защиты прав ребенка в соответствии с Предпринимательским кодексом и настоящим законом;
  • мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектами государственного контроля, в том числе посредством информационной системы «Национальная образовательная база данных» и Республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
  • данных интернет-ресурсов государственных органов, организаций образования и организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и иных открытых источников;
  • количества подтвержденных обращений, поступивших от физических или юридических лиц, государственных органов в течение одного календарного года.

Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационной системы оценки и управления рисками.

При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) государственного контроля, в отношении которых осуществляется государственный контроль, не должен превышать пять процентов от общего количества таких субъектов (объектов) государственного контроля.

Уполномоченный орган в области защиты прав детей РК для целей управления рисками при осуществлении государственного контроля в форме плановой проверки относит субъекты (объекты) государственного контроля к одной из следующих степеней риска:

  • высокий риск;
  • средний риск;
  • низкий риск.

Для субъектов, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения плановой проверки определяется не чаще одного раза в год.

Для субъектов, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения плановой проверки определяется не чаще одного раза в два года.

Для субъектов, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения плановой проверки определяется не чаще одного раза в три года.

Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения плановой проверки, утверждаются уполномоченным органом в области защиты прав детей Республики Казахстан и размещаются на его интернет-ресурсе.

Основанием для назначения плановой проверки субъекта  государственного контроля является годовой список плановых проверок.

Годовой список проверок формируется в информационной системе оценки и управления рисками в автоматическом режиме.

Уполномоченный орган в области защиты прав детей размещает годовой список проверок на своем интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

При отсутствии автоматизированной информационной системы оценки и управления рисками годовой список проверок утверждается первым руководителем уполномоченного органа в области защиты прав детей в сроки, установленные частью третьей настоящего пункта.

Внесение изменений и дополнений в перечень плановых проверок осуществляется в случаях ликвидации, реорганизации, изменения наименования, перераспределения полномочий между субъектами государственного контроля, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и связанных с ними ограничений.

При наступлении вышеуказанных случаев плановая проверка может быть продлена, приостановлена и возобновлена.

Плановые проверки проводятся на основании акта о назначении проверки согласно годовому списку проверок.

Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) государственного контроля являются:

  • контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате государственного контроля, если субъект государственного контроля более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения;
  • обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства о правах ребенка;
  • требования прокурора по конкретным фактам нарушения требований законодательства;
  • обращения государственных органов по конкретным фактам нарушения требований;
  • публикации и сообщения в масс-медиа по конкретным фактам нарушения требований;
  • поручение органа уголовного преследования.

Также указывается, что внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

Уполномоченный орган в области защиты прав детей обязан уведомить в письменном виде субъекта государственного контроля о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки с указанием даты ее начала.

Внеплановая проверка проводится без уведомления субъекта государственного контроля.

Началом проведения проверки считается дата вручения субъекту государственного контроля акта о назначении проверки, зарегистрированного в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, с указанием сроков и предмета проведения проверки.

В случаях отказа в принятии акта о назначении проверки, а также воспрепятствования доступу должностного лица уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 462 КОАП.

Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан, осуществляющим государственный контроль, и руководителем субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающим лицом.

Руководитель субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия замещающее лицо вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение причины отказа.

Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в акте о назначении проверки.

Акт о назначении проверки, дополнительный акт о продлении сроков проверки регистрируются до начала проверки путем их представления в электронной форме территориальному органу государственного органа, осуществляющему в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, по месту нахождения субъекта (объекта) государственного контроля.

В акте о назначении проверки указываются:

  • номер и дата акта;
  • наименование государственного органа;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;
  • сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;
  • наименование субъекта (объекта) государственного контроля, его место нахождения;
  • предмет назначенной проверки;
  • срок проведения проверки;
  • основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты Республики Казахстан, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • период проведения проверки;
  • права и обязанности субъекта проверки, предусмотренные пунктом 21 настоящей статьи;
  • подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;
  • подпись руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающего лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.

Порядок регистрации актов о назначении проверки, дополнительных актов о продлении сроков проверки, отказа в их регистрации и отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и ее результатах определяется Генеральной прокуратурой РК.

Сроки проведения проверок устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:

  • при проведении плановых проверок - пятнадцать рабочих дней и с продлением на срок не более пятнадцати рабочих дней;
  • при проведении внеплановых проверок - десять рабочих дней и с продлением на срок до десяти рабочих дней.

При необходимости направления запроса в государственные органы, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан на срок, предусмотренный частью первой настоящего пункта.

В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан оформляет дополнительный акт о продлении сроков проверки с регистрацией в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина их продления.

В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении сроков проверки и уведомляет об этом субъект государственного контроля за один рабочий день до продления проверки.

Уведомление о продлении сроков проверки направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, по адресу электронной почты субъекта государственного контроля, если такой адрес ранее был представлен данным субъектом государственного контроля в уполномоченный орган в области защиты прав детей, или иным доступным способом.

Проверки осуществляются в рабочее время, установленное регламентом работы субъектов (объектов) государственного контроля.

Должностные лица уполномоченного органа в области защиты прав детей, прибывшие на проверку, обязаны предъявить субъекту государственного контроля:

  • акт о назначении проверки;
  • служебное удостоверение либо идентификационную карту.

По результатам проверки должностным лицом составляются:

  • акт о результатах проверки;
  • предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений.

К акту о результатах проверки при необходимости прилагаются копии документов, связанных с результатами проверки.

В акте о результатах проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование государственного органа;
  • дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
  • наименование субъекта государственного контроля;
  • дата, место и период проведения проверки;
  • вид и предмет проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере;
  • требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований и принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающего лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку.

По выявленным в результате проверки нарушениям субъекту государственного контроля выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

В предписании об устранении выявленных нарушений указываются:

  • дата, время и место составления предписания;
  • наименование государственного органа;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
  • наименование субъекта государственного контроля, а также должность, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия -замещающего лица, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, место и период проведения проверки;
  • перечень выявленных нарушений;
  • указания по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием руководителя субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия - замещающего лица;
  • подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку.

В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель субъекта государственного контроля, а в случае его отсутствия замещающее лицо излагает их в письменном виде в течение одного рабочего дня после получения предписания об устранении выявленных нарушений.

Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения предписания.

Субъект государственного контроля по нарушениям, указанным в предписании об устранении выявленных нарушений, в срок не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения, предоставляет информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков.

По истечении срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект государственного контроля в течение срока, установленного в предписании, обязан предоставить в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан информацию об устранении выявленных нарушений.

В случае досрочного устранения выявленных нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект государственного контроля обязан предоставить в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан информацию об устранении выявленных нарушений.

К предоставленной информации об устранении выявленных нарушений субъект государственного контроля прилагает материалы, доказывающие факт устранения нарушений.

В случае непредоставления субъектом государственного контроля в установленный срок информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный орган в области защиты прав детей РК в течение двух рабочих дней направляет субъекту государственного контроля запрос о необходимости предоставления информации об исполнении предписания.

В случае повторного непредоставления информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан вправе назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 1) пункта 6 настоящей статьи.

Завершением срока проверки считается день вручения субъекту государственного контроля акта о результатах плановой или внеплановой проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении плановой или внеплановой проверки или дополнительном акте о продлении сроков проверки.

Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящей статьей.

Субъекты государственного контроля вправе:

  • не допускать к проверке должностных лиц уполномоченного органа в области защиты прав детей, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:
  • несоблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;
  • превышения либо истечения сроков, указанных в акте о назначении проверки (дополнительном акте о продлении срока (при наличии), не соответствующих срокам, установленным настоящей статьей;
  • поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий;
  • продления сроков проверки свыше срока, установленного настоящей статьей;
  • отсутствия акта о назначении проверки;
  • не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки;
  • обжаловать акт о результатах проверки уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  • фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица, с его уведомления.

Проверки признаются недействительными, если они проведены с одним из следующих нарушений:

  • отсутствие оснований проведения проверки субъекта (объекта) государственного контроля;
  • отсутствие уведомления, а равно несоблюдение сроков уведомления о начале проведения проверки или о продлении сроков проверки;
  • отсутствие акта о назначении проверки субъекта (объекта) государственного контроля или дополнительного акта о продлении сроков проверки;
  • нарушение периодичности проведения проверки субъекта (объекта) государственного контроля;
  • непредставление субъекту государственного контроля акта о назначении проверки субъекта (объекта) государственного контроля;
  • назначение проверки субъекта (объекта) государственного контроля по вопросам, не входящим в его компетенцию;
  • проведение проверки субъекта (объекта) государственного контроля без направления в установленные сроки акта о назначении проверки в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов.

Закон вводится в действие с 1 января 2026 года.

Мы сообщали, что Токаев подписал закон, запрещающий фонограммы на концертах.