Изменение тарифа осуществляется по инициативе ведомства уполномоченного органа не более двух раз в год, и по инициативе субъекта не более одного раза в год.
Поправками обновлены основания изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия:
При этом для субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые услуги, основанием для изменения является изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год, предусмотренной для субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона.
При этом основанием для изменения является изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год, предусмотренной для субъектов, оказывающих регулируемые услуги, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 5 закона.
Изменение в утвержденную тарифную смету до истечения его срока действия на основании, предусмотренном подпунктом 10) настоящего пункта Правил, в том числе в случае получения на баланс и (или) в доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг субъектами от других энергопередающих организаций, уполномоченным органом осуществляется не выше уровня прогноза социально-экономического развития на соответствующий год.
В случае изменения тарифа до истечения его срока действия, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами 4), 5), 7), 8), 10), 11), 11-1), 11-2) и 12) пункта 601 настоящих Правил, изменяется соответствующая статья затрат.
При этом в случае возникновения фактических расходов или доходов за предыдущий законченный период (год), полученных из-за разницы цены купли-продажи электрической энергии у единого закупщика электрической энергии, ведомство уполномоченного органа и его территориальный орган для субъектов в сферах передачи электрической энергии, водоснабжения и (или) водоотведения изменяет затратную часть тарифа, на сумму необоснованно полученного или недополученного дохода, за исключением затрат по балансирующему рынку электрической энергии, при изменении тарифа.
При изменении тарифа до истечения его срока действия в соответствии с подпунктом 9) пункта 601 настоящих Правил в утвержденной тарифной смете исключаются инвестиционные затраты (прибыль, амортизационные отчисления, капитальные затраты, приводящие к росту стоимости основных средств), определенные настоящими Правилами.
Ведомство уполномоченного органа инициирует изменение тарифа до истечения его срока действия по причине увеличения объемов предоставляемых услуг на основании:
В случае изменения тарифа до истечения его срока действия по причинам, предусмотренным подпунктами 5), 10) и 12) пункта 601 настоящих Правил, ведомство уполномоченного органа проводит анализ расчетов и материалов.
По результатам анализа представленных с заявлением расчетов и материалов, ведомство уполномоченного органа корректирует условно-переменные затраты и объемы оказываемых услуг или оставляет без рассмотрения заявление субъекта на изменение тарифа, если такое изменение приводит к повышению утвержденного тарифа.
Ведомство уполномоченного органа для субъектов, предоставляющих регулируемые услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети и услуги за пользование национальной электрической сети, корректирует условно-переменные затраты, объемы оказываемых услуг и прибыль (на покрытие заемного финансирования и возмещения заемных ресурсов (резервирование средств, суммы вознаграждения от их размещения (в облигациях и других ценных бумагах, на депозитах в банках и/или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также на выплату авансовых платежей по заключенным договорам в рамках исполнения утвержденной инвестиционной программы) до даты погашения полной стоимости облигационного займа) и/или изменения инвестиционной программы в сторону роста ее суммы), не превышающую допустимый уровень прибыли, для развития и эффективного функционирования субъекта естественной монополии.
Производственные расходы затратной части тарифа включаются в затратную часть тарифа следующим образом:
Расходы, связанные с уровнем нормативных технических потерь, в соответствии с расчетами технических потерь произведенными на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере).
При этом для субъектов естественных монополий, предоставляющих регулируемые услуги, в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, расходы на оплату труда производственного персонала при формировании тарифа исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция) или исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта, и среднемесячной заработной платы в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, согласно видам экономической деятельности в сферах по передаче электрической энергии, производству, передаче, распределению и (или) реализации тепловой энергии, сложившейся по данным статистики за год или за четвертый квартал, сложившиеся с начала года, предшествующей подаче заявки.
При превышении заработной платы производственного персонала, определенной исходя из среднемесячной заработной платы производственного персонала в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги согласно видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год над среднемесячной номинальной заработной платой в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, сложившейся по данным статистики за год учитывается среднемесячная номинальная заработная плата в регионе (в области, городе республиканского значения, столице), в котором субъект оказывает услуги, сложившейся по данным статистики за год.
Для субъектов естественных монополий малой мощности расходы на оплату труда производственного персонала определяются на уровне не ниже двукратного минимального размера заработной платы, устанавливаемой ежегодно законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В случае введения новых объектов, мощностей и реализации иных мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой расходы на оплату труда производственного персонала для новых объектов определяются исходя из нормативной численности производственного персонала.
При этом, расчеты потребности численности персонала, сырья, материалов, топлива, энергии и расчеты технических потерь, производятся на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере).
Также изменился порядок учета в затратной части тарифа расходов.
Приказ вводится в действие с 19 октября.