Приказом Уполномоченного по правам человека от 20 октября 2025 года обновлены Правила рассмотрения жалоб, сообщает prosud.kz.
Жалоба о нарушении прав и свобод человека и гражданина подается заявителем или через его представителя либо участником национального превентивного механизма, полученная при исполнении своих полномочий, на государственном языке или языке, которым владеет, в бумажном или электронном формате в отношении решений или действий (бездействий) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, иных организаций и должностных лиц, повлекших предполагаемое нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Жалоба должна содержать:
- сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте жительства или работы заявителя;
- изложение существа решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, иных организаций или должностных лиц, нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.
К жалобе, поданной представителем заявителя, прилагается документ, подтверждающий согласие, полномочия лица, в интересах которого подана жалоба.
К жалобе, которая подается близким родственником, супругом (супругой), согласие лица, в интересах которого подается жалоба, не требуется.
Для удобства оформления и эффективного рассмотрения жалобы предусмотрен образец
К жалобе прилагаются (при наличии):
- документы, подтверждающие доводы заявителя;
- доказательства, подтверждающие обстоятельства жалобы, включая фото-, аудио- и видеоматериалы;
- сведения о предыдущих жалобах.
При поступлении жалоба подлежит регистрации в день поступления в установленное рабочее время.
Если жалоба поступила в нерабочий день, то она регистрируется в ближайший следующий за ним рабочий день.
В процессе регистрации фиксируются основные данные жалобы, и заявителю выдается подтверждение о получении.
По поступившим жалобам Уполномоченный, Представители осуществляют одно из следующих действий:
- принимают жалобу к рассмотрению;
- разъясняют способы и средства, которые заявитель может использовать для защиты своих прав и свобод;
- направляют в компетентные государственные органы или должностным лицам обращения о проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
- отказывают в принятии жалобы к рассмотрению, что должно быть мотивировано.
Заявитель может обращаться с запросом о личном приеме, который должен содержать:
- сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте жительства или работы заявителя;
- изложение существа решений или действий (бездействий) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
- сведения о предыдущих жалобах по этому же вопросу.
Рассмотрение жалобы проводится с целью определения наличия нарушения прав и свобод человека и гражданина в результате несоблюдения законов Республики Казахстан в области прав и свобод человека и гражданина или правовых обязательств государства в рамках ратифицированных международных договоров в области прав и свобод человека и гражданина.
Процедура рассмотрения жалобы включает в себя следующие обязательные действия:
- выяснение обстоятельств путем истребования фактических данных от заявителя и государственных органов, сбора необходимых документов и иных материалов, относящихся к жалобе;
- предоставление возможности государственному органу, органу местного государственного управления и самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействия) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе рассмотрения жалобы;
- оценка доказательств путем анализа полученной информации на соответствие законам Республики Казахстан в области прав и свобод человека и гражданина, международным стандартам прав человека и гражданина в соответствии с принципами объективности и беспристрастности.
На основе предоставленных документов и информации со стороны заявителя и уполномоченных государственных органов, а также правового анализа устанавливается об усмотрении или отсутствии нарушения прав и свобод человека и гражданина.
По жалобам, в которых усмотрено нарушение прав человека, Уполномоченный:
- направляет в государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, должностным лицам, государственным служащим, действиями (бездействием) которых нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для их восстановления;
- обращается в уполномоченный государственный орган или к должностному лицу с ходатайством об осуществлении дисциплинарного или административного производства либо производства по уголовному правонарушению в отношении лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;
- обращается в суд с исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Рекомендации могут включать принятие мер по:
- проведению объективного и беспристрастного разбирательства, привлечению виновных лиц к ответственности;
- реализации обязательств государства в соответствии с ратифицированными международными договорами предоставить компенсацию за причиненный ущерб;
- принятию мер по реабилитации, в том числе доступ к медицинской, социальной и психологической помощи, если это необходимо;
- введению гарантии неповторения, включающей изменение политики, пересмотр процедур и обучение сотрудников соответствующих органов для предотвращения аналогичных нарушений в будущем.
По жалобам, в которых не усмотрено нарушение прав и свобод человека и гражданина, заявителю направляется ответ с указанием мотивированных причин такого решения.
Приказ вводится в действие с 4 ноября 2025 года.