Уполномоченный по правам человека будет рассматривать жалобы по-новому

Сегодня, 12:54
Автор материала: Эльмира Караева
Государственная служба, госслужба, госслужащий, госслужащие, государственный аппарат, госаппарат Фото: пресс-служба акимата Алматы

Приказом Уполномоченного по правам человека от 20 октября 2025 года обновлены Правила рассмотрения жалоб, сообщает prosud.kz.

Жалоба о нарушении прав и свобод человека и гражданина подается заявителем или через его представителя либо участником национального превентивного механизма, полученная при исполнении своих полномочий, на государственном языке или языке, которым владеет, в бумажном или электронном формате в отношении решений или действий (бездействий) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, иных организаций и должностных лиц, повлекших предполагаемое нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Жалоба должна содержать:

  • сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте жительства или работы заявителя;
  • изложение существа решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, иных организаций или должностных лиц, нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.

К жалобе, поданной представителем заявителя, прилагается документ, подтверждающий согласие, полномочия лица, в интересах которого подана жалоба.

К жалобе, которая подается близким родственником, супругом (супругой), согласие лица, в интересах которого подается жалоба, не требуется.

Для удобства оформления и эффективного рассмотрения жалобы предусмотрен образец 

К жалобе прилагаются (при наличии):

  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • доказательства, подтверждающие обстоятельства жалобы, включая фото-, аудио- и видеоматериалы;
  • сведения о предыдущих жалобах.

При поступлении жалоба подлежит регистрации в день поступления в установленное рабочее время.

Если жалоба поступила в нерабочий день, то она регистрируется в ближайший следующий за ним рабочий день.

В процессе регистрации фиксируются основные данные жалобы, и заявителю выдается подтверждение о получении.

По поступившим жалобам Уполномоченный, Представители осуществляют одно из следующих действий:

  • принимают жалобу к рассмотрению;
  • разъясняют способы и средства, которые заявитель может использовать для защиты своих прав и свобод;
  • направляют в компетентные государственные органы или должностным лицам обращения о проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
  • отказывают в принятии жалобы к рассмотрению, что должно быть мотивировано.

Заявитель может обращаться с запросом о личном приеме, который должен содержать:

  • сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте жительства или работы заявителя;
  • изложение существа решений или действий (бездействий) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
  • сведения о предыдущих жалобах по этому же вопросу.

Рассмотрение жалобы проводится с целью определения наличия нарушения прав и свобод человека и гражданина в результате несоблюдения законов Республики Казахстан в области прав и свобод человека и гражданина или правовых обязательств государства в рамках ратифицированных международных договоров в области прав и свобод человека и гражданина.

Процедура рассмотрения жалобы включает в себя следующие обязательные действия:

  • выяснение обстоятельств путем истребования фактических данных от заявителя и государственных органов, сбора необходимых документов и иных материалов, относящихся к жалобе;
  • предоставление возможности государственному органу, органу местного государственного управления и самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействия) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе рассмотрения жалобы;
  • оценка доказательств путем анализа полученной информации на соответствие законам Республики Казахстан в области прав и свобод человека и гражданина, международным стандартам прав человека и гражданина в соответствии с принципами объективности и беспристрастности.

На основе предоставленных документов и информации со стороны заявителя и уполномоченных государственных органов, а также правового анализа устанавливается об усмотрении или отсутствии нарушения прав и свобод человека и гражданина.

По жалобам, в которых усмотрено нарушение прав человека, Уполномоченный:

  • направляет в государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, должностным лицам, государственным служащим, действиями (бездействием) которых нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для их восстановления;
  • обращается в уполномоченный государственный орган или к должностному лицу с ходатайством об осуществлении дисциплинарного или административного производства либо производства по уголовному правонарушению в отношении лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;
  • обращается в суд с исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Рекомендации могут включать принятие мер по:

  • проведению объективного и беспристрастного разбирательства, привлечению виновных лиц к ответственности;
  • реализации обязательств государства в соответствии с ратифицированными международными договорами предоставить компенсацию за причиненный ущерб;
  • принятию мер по реабилитации, в том числе доступ к медицинской, социальной и психологической помощи, если это необходимо;
  • введению гарантии неповторения, включающей изменение политики, пересмотр процедур и обучение сотрудников соответствующих органов для предотвращения аналогичных нарушений в будущем.

По жалобам, в которых не усмотрено нарушение прав и свобод человека и гражданина, заявителю направляется ответ с указанием мотивированных причин такого решения.

Приказ вводится в действие с 4 ноября 2025 года.