И.о. министра финансов приказом от 31 октября 2025 года утвердил Правила и основание принятия решения органом государственных доходов о проведении налоговой проверки и Правила вынесения решения о проведении хронометражного обследования по месту нахождения, сообщает prosud.kz.
Решение органа государственных доходов о проведении налоговой проверки выносится органами государственных доходов в пределах установленных полномочий налоговым законодательством РК:
- Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (Комитет);
- департаментов государственных доходов Комитета по областям, городам республиканского значения и столице (Департамент);
- управлений государственных доходов Департамента по районам, городам и районам в городах (Управление).
Комитет принимает решение о проведении налоговой проверки при выявлении нарушений налогового и иного законодательства РК по следующим основаниям и вопросам:
- обращения налогоплательщиков и информации центральных государственных органов РК;
- за ранее проверенный период, за исключением поступивших заявлений, требований, жалоб налогоплательщика (налогового агента) и постановлений, предусмотренных УПК;
- неисполнение мотивированного решения по мониторингу крупных налогоплательщиков;
- несогласие с мотивированным решением по горизонтальному мониторингу по вопросам исполнения налогового обязательства и (или) неисполнение такого решения;
- несоблюдение требований законодательства РК о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута;
- трансфертного ценообразования, предусмотренным законом "О трансфертном ценообразовании";
- минимизация налоговых рисков в соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса;
- правомерности применения положений международных договоров.
Департаменты принимают решения о проведении налоговой проверки по следующим основаниям и вопросам:
- обращения налогоплательщиков и информации областных и приравненных к ним (городам республиканского значения) государственных органов РК;
- определение налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
- определение налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) органом государственных доходов применено приостановление выписки электронных счетов-фактур в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса;
- подтверждение фактического совершения оборота по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг;
- подтверждение наличия нарушений, указанных в уведомлении о расхождениях, выявленных по результатам камерального контроля;
- получение сведений по расходованию денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в отдельных случаях.
Управление принимает решения о проведении налоговой проверкипо следующим основаниям и вопросам:
- обращения налогоплательщиков и информации районных (городских) государственных органов РК;
- наличие товарно-транспортных накладных на импортируемые и перемещаемые между государствами – членами ЕАЭС товары и соответствие наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных;
- наличие сопроводительных накладных на товары и соответствие наименования, количества (объема) товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары:
- при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории РК, в том числе осуществляемых международными автомобильными перевозками между государствами – членами ЕАЭС;
- при ввозе товаров на территорию РК с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и государств – членов ЕАЭС;
- при вывозе товаров с территории РК на территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС, и государств – членов ЕАЭС;
- подтверждение наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением РК к Всемирной торговой организации;
- наличие документов, предусмотренных нормативными правовыми актами РК, принятыми в реализацию международных договоров при вывозе товаров с территории РК на территорию государств – членов ЕАЭС и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;
- наличие и подлинность на товаре средств идентификации по товарам, подлежащим обязательной маркировке в соответствии с международными договорами, ратифицированными РК, и (или) законодательством РК;
- наличие и подлинность средств идентификации и учетно-контрольных марок;
- наличие лицензии;
- постановка на регистрационный учет в органах государственных доходов;
- соблюдение порядка выписки электронных счетов-фактур;
- соблюдение требований налоговой регистрации;
- соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин и (или) трехкомпонентной интегрированной системы;
- наличие контрольно-кассовых машин и (или) трехкомпонентной интегрированной системы;
- наличие оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
- соблюдение законодательства РК о разрешениях и уведомлениях и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров.
До вынесения решения о проведении налоговой проверки:
ОГД по обращениям налогоплательщиков и информациям государственных органов осуществляется:
- анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками, сведений, полученных от центральных уполномоченных государственных и правоохранительных органов, организаций, уполномоченных лиц, а также сведений, указанных в требовании и запросе инициатора проверки на предмет подтверждения нарушений налогового законодательства;
- в случаях неподтверждения нарушений – направление обоснованного ответа в адрес инициатора проверки;
- в случаях подтверждения нарушений налогового законодательства принятие решения органа государственных доходов осуществляется путем:
- вынесения и направления Комитетом решения о проведении налоговой проверки для его исполнения в Департаменты с необходимостью проведения процедуры заслушивания;
- вынесения Департаментами и Управлениями решения о проведении налоговой проверки в пределах установленных полномочий и по территориальности инициатора проверки с необходимостью проведения процедуры заслушивания, предусмотренной статьей 73 АППК.
При установлении инициатором налоговой проверки менее чем трехдневного срока для ее проведения, органами государственных доходов решение о проведении налоговой проверки выносится без мероприятий, предусмотренных настоящим подпунктом.
Комитет формирует списки с направлением их в Департаменты в отношении налогоплательщиков:
- представивших дополнительные декларации за ранее проверенный период;
- имевших взаиморасчеты с налогоплательщиком, в отношении которого проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
- имевших взаиморасчеты с налогоплательщиком, в отношении которого ОГД применено приостановление выписки электронных счетов-фактур в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса;
- по которым требуется подтверждение фактического совершения оборота по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг;
- по которым требуется подтверждение наличия нарушений, указанных в уведомлении о расхождениях, выявленных по результатам камерального контроля , за исключением уведомлений по вопросам исполнения налоговых обязательств по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с доходов нерезидентов и налогу на добавленную стоимость по обороту по приобретению работ, услуг от нерезидента;
- по которым получены сведения по расходованию денег или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в отдельных случаях.
Департаменты по полученным спискам налогоплательщиков проводят процедуру заслушивания.
Комитет выносит решение о проведении налоговой проверки с направлением в Департамент в случаях:
- отклонения цены сделки от рыночной цены и (или) условий сделки от рыночных условий, а также на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов и отсутствия источников информации по рыночным ценам;
- несоблюдения требований законодательства РК о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута;
- неисполнения мотивированного решения по мониторингу крупных налогоплательщиков; несогласия с мотивированным решением по горизонтальному мониторингу по вопросам исполнения налогового обязательства и (или) неисполнения такого решения;
- правомерности применения положений международных договоров.
ОГД при принятии решения о проведении:
- комплексной налоговой проверки – осуществляет проверку по вопросу исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и платежей в бюджет, социальных платежей;
- тематической налоговой проверки – осуществляет проверку по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) платежей в бюджет.
КГД при принятии решения о проведении налоговой проверки учитывает наличие одного из следующих сведений:
- налоговая нагрузка в пределах срока исковой давности нулевая либо ниже среднеотраслевого значения, при этом по комплексным налоговым проверкам налоговая нагрузка составляет не менее 90% верхнего показателя коэффициента налоговой нагрузки по соответствующему виду деятельности и с учетом региона осуществления деятельности;
- несоответствие оборотов по периодам (наличие крупных оборотов по реализации по отдельным годам, при этом в других периодах оборот по реализации нулевой, за исключением сумм, внесенных в качестве взноса в уставный капитал);
- применение льготы по освобождению от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) по деятельности на территории специальных экономических зон, парка инновационных технологий, международного технологического парка);
- взаиморасчеты с поставщиками, по которым ограничена выписка электронного счета-фактуры, судом сделка/регистрация признаны недействительными;
- несоответствие приобретенных и реализованных товарно-материальных запасов;
- правильность применения пропорции по доходам и расходам по совместной деятельности;
- наличие сумм убытка по итогам года (более 40%) от среднего совокупного годового дохода (до корректировок) за предшествующие 3 года;
- не проверенный период по КПН и НДС 4 года и более для крупного предпринимательства и 3 года и более для среднего предпринимательства;
- наличие дебетового сальдо по НДС у налогоплательщика, являющегося уполномоченным экономическим оператором;
- осуществление деятельности по долгосрочным контрактам в течение предшествующих 3 лет;
- наличие отклонений по суммам услуг, полученных от нерезидентов по декларации НДС и сведениям Национального банка по перечисленным суммам в зарубежные страны;
- наличие дебетового сальдо по НДС (свыше 100 миллионов тенге) в течение 2 последующих лет, за исключением экспортеров;
- корректировка сумм доходов по КПН в сторону уменьшения и вычетов в сторону увеличения;
- срок исковой давности у недропользователя истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет;
- наличие у недропользователя убытков по контрактной (одному или нескольким контрактам) и внеконтрактной деятельности на протяжении 3 и более последовательных налоговых периодов;
- неустранение расхождений, указанных в уведомлении, выявленных по результатам камерального контроля.
Сведения, учитываемые органами государственных доходов при принятии решения о проведения налоговой проверки:
- жалоба, в том числе в социальных сетях и видеохостингах, через приложения для мобильных устройств (Whatsap, Facebook, Wipon и другие);
- неустранение нарушений, выявленных ранее проведенными налоговыми проверками по жалобам юридических и физических лиц;
- отсутствие соответствующего регистрационного учета в органах государственных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности по сведениям, полученным из различных источников информации;
- отсутствие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (ККМ с ФП) или трехкомпонентной интегрированной системы, а также наличие сведений об использовании ККМ с ФП или трехкомпонентной интегрированной системы не по месту его регистрации в органах государственных доходов по сведениям, полученным из различных источников информации;
- отсутствие оборудования, предназначенного для осуществления платежей с использованием платежной карточки (при обязанности налогоплательщиком устанавливать такое оборудование по сведениям, полученным из различных источников информации;
- отсутствие учетно-контрольных марок и средств идентификации, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;
- отсутствие сопроводительных накладных на товары и их несоответствие, а также отсутствие лицензии по сведениям, полученным из различных источников информации;
- отсутствие товарно-транспортных накладных на импортируемые товары, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;
- сведения, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства РК по несоблюдению применения ККМ с ФП;
- счет-фактура в электронной форме выписана с нарушением сроков, установленных главой 47 Налогового кодекса;
- выявление обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях требований органов государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе, по фактам осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с контрагентами, в период действия распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе;
- отсутствие сопроводительных накладных на товары, а также их несоответствие наименованиям, количеству товаров сведениям, указанным в сопроводительных накладных на товары;
- наличие сведений о выплате вознаграждений лицам, сообщившим о фактах нарушения налогового законодательства РК по несоблюдению применения ККМ с ФП и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек;
- неустранение расхождений, указанных в уведомлении, выявленных по результатам камерального контроля.
Приказ вводится в действие с 1 января 2026 года.