Правительством подписано постановление от 7 ноября 2025 года "Об утверждении мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения", сообщает prosud.kz.
В перечень мер, направленных на снижение рисков легализации доходов, вошли:
- Разработка типологии использования подставных лиц (дропов) в схемах вывода и обналичивания денежных средств, а также доведение типологии до БВУ для учета в практической деятельности и усиления мер внутреннего контроля.
- Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по операциям с признаками дропов.
- Проведение информационной кампании «Не стань дропом!» с участием государственных органов и финансовых организаций.
- Проведение стратегического анализа операций, связанных с выводом денег за рубеж по фиктивным внешнеэкономическим договорам, с целью выявления схем ОД.
- Разработка предложений по усилению налогового контроля за внешнеэкономическими контрактами, предусматривающими 100 % предоплату до фактического ввоза товаров.
- Разработка рекомендаций для БВУ по выявлению и анализу экономической целесообразности операций, связанных с:
- выводом капитала через фиктивные экспортно-импортные договора;
- выпиской счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг или отгрузки товаров.
- Проведение анализа видов операций по обналичиванию денежных средств, информация о которых не поступает в АФМ.
- Разработка методики расчета обналичивания денег, полученных преступным путем.
- Разработка форм учета и организация ведения статистики по обналичиванию денег, полученных преступным путем.
- Внедрение механизма регулярного мониторинга объемов обналичивания денег, полученных преступным путем, на основе утвержденной методики расчета.
- Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по операциям, связанным с обналичиванием денег.
- Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по сделкам клиентов, в том числе связанным с предоставлением займов, их суммами, графиками погашения и источниками финансирования, в целях выявления и противодействия фиктивным займам.
- Проведение тренингов для сотрудников органов государственных доходов по распознаванию признаков ОД при перевозке наличных денежных средств.
- Проведение СОР ОД/ФТ, связанной с использованием цифровых активов на территории МФЦА.
- Организация ведения статистического учета уголовных дел, связанных с использованием цифровых активов в преступных целях, с детализацией по видам уголовных правонарушений и указанием объемов операций.
- Рассмотрение вопроса привлечения к ответственности нелицензированных ПУЦА, зарегистрированных в других юрисдикциях, за осуществление деятельности на территории Республики Казахстан.
- Актуализация критериев подозрительных операций по выявлению операций, связанных с незаконным оборотом цифровых активов.
- Актуализация типологий по выявлению операций, связанных с незаконным оборотом цифровых активов.
- Проведение масштабной информационной кампании через медиа и социальные сети о рисках ОД/ФТ с использованием цифровых активов и привлечением к разъяснительной работе экспертов.
- Проведение семинаров и курсов для СФМ по повышению уровня осведомленности о рисках ОД/ФТ с использованием криптовалют.
- Обеспечение блокировки приложений нелицензированных в Республике Казахстан ПУЦА, находящихся в цифровых платформах распространения программных обеспечений для мобильных устройств (AppStore и PlayMarket).
- Разработка совместного приказа, регламентирующего формирование реестра рисковых криптокошельков.
- Проведение анализа нотариальных сделок с недвижимостью, о которых информация направляется в АФМ, с целью выявления потенциальных рисков ОД.
- Разработка рекомендаций для СФМ в части отслеживания рыночных цен на недвижимость с учетом района, вида недвижимости, площади и других параметров.
- Разработка методических рекомендаций для БВУ и риэлторов, направленных на повышение осведомленности о рисках, связанных с операциями с недвижимостью, с целью содействия добровольному внедрению внутренних процедур по проверке соответствия реальных владельцев объектов недвижимости и источников финансирования сделок.
- Проведение сбора и анализа данных о недвижимости, связанных с ОД.
- Разработка ключевых индикаторов для оценки уязвимостей сектора недвижимости к преступным схемам.
- Разработка методики выявления признаков необоснованного богатства через приобретение элитной недвижимости при отсутствии задекларированных или подтвержденных легальных доходов.
- Организация ведения статистического учета объектов элитной недвижимости, приобретенной при признаках необоснованного богатства и отсутствии подтвержденных доходов.
- Проведение анализа сделок с драгоценными металлами, камнями и ювелирными изделиями из них, о которых информация не направляется в АФМ, с целью выявления потенциальных рисков ОД.
- Разработка методических рекомендаций для операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний с целью содействия добровольному внедрению внутренних процедур по проведению проверок, направленных на сопоставление официальных доходов клиентов с их фактическими расходами, а также на усиление процедур проверки клиентов и источников финансирования сделок.
- Разработка методики расчета статистики криминального использования драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также объема наличных средств в деятельности операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний.
- Разработка форм учета и организация ведения статистики по криминальному использованию драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также объема наличных средств в деятельности операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний.
- Организация работы по информированию операторов драгоценных металлов об обязательности направления сообщений в АФМ в случаях, установленных законодательством.
- Определение уникального кода для операций с предметами роскоши.
- Усиление мониторинга сделок, связанных с приобретением и продажей предметов роскоши.
- Предусмотрение признаков подозрительности по операциям, связанным с куплей-продажей автотранспортных средств.
- Проведение СОР использования ЮЛ и иностранных структур без образования ЮЛ в преступных схемах ОД в соответствии с обновленными Р.24 и Р.25 ФАТФ.
- Предусмотрение признаков подозрительности по операциям, связанным с возможным использованием ЮЛ, иностранных структур без образования ЮЛ в преступных целях ОД/ФТ.
- Разработка профиля ЮЛ для оценки рисков его вовлечения в ОД на основе риск-ориентированного подхода.
- Разработка типологии, связанной с использованием трастов в преступных целях ОД.
- Расширение сведений, подлежащих передаче посредством интеграции аппаратно-программных комплексов организаторов игорного бизнеса.
- Выработка эффективной стратегии по предотвращению ФРОМУ и совершенствованию регуляторных механизмов по противодействию ФРОМУ.
- Разработка обучающего курса по вопросам противодействия ФРОМУ.
Постановление вводится в действие с 22 ноября.