Какие меры по снижению рисков отмывания доходов приняло правительство

Сегодня, 11:14
Автор материала: Эльмира Караева
Доллары, деньги, коррупция, взятка, взятки, деньги в конверте, конверт с деньгами, коррумпированность, коррупционер, коррупционные схемы, взяточничество Фото: pexels

Правительством подписано постановление от 7 ноября 2025 года "Об утверждении мер, направленных на снижение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения", сообщает prosud.kz.

В перечень мер, направленных на снижение рисков легализации доходов, вошли:

  • Разработка типологии использования подставных лиц (дропов) в схемах вывода и обналичивания денежных средств, а также доведение типологии до БВУ для учета в практической деятельности и усиления мер внутреннего контроля.
  • Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по операциям с признаками дропов.
  • Проведение информационной кампании «Не стань дропом!» с участием государственных органов и финансовых организаций.
  • Проведение стратегического анализа операций, связанных с выводом денег за рубеж по фиктивным внешнеэкономическим договорам, с целью выявления схем ОД.
  • Разработка предложений по усилению налогового контроля за внешнеэкономическими контрактами, предусматривающими 100 % предоплату до фактического ввоза товаров.
  • Разработка рекомендаций для БВУ по выявлению и анализу экономической целесообразности операций, связанных с:

- выводом капитала через фиктивные экспортно-импортные договора;

- выпиской счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг или отгрузки товаров.

  • Проведение анализа видов операций по обналичиванию денежных средств, информация о которых не поступает в АФМ.
  • Разработка методики расчета обналичивания денег, полученных преступным путем.
  • Разработка форм учета и организация ведения статистики по обналичиванию денег, полученных преступным путем.
  • Внедрение механизма регулярного мониторинга объемов обналичивания денег, полученных преступным путем, на основе утвержденной методики расчета.
  • Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по операциям, связанным с обналичиванием денег.
  • Предусмотрение признаков подозрительности для БВУ по сделкам клиентов, в том числе связанным с предоставлением займов, их суммами, графиками погашения и источниками финансирования, в целях выявления и противодействия фиктивным займам.
  • Проведение тренингов для сотрудников органов государственных доходов по распознаванию признаков ОД при перевозке наличных денежных средств.
  • Проведение СОР ОД/ФТ, связанной с использованием цифровых активов на территории МФЦА.
  • Организация ведения статистического учета уголовных дел, связанных с использованием цифровых активов в преступных целях, с детализацией по видам уголовных правонарушений и указанием объемов операций.
  • Рассмотрение вопроса привлечения к ответственности нелицензированных ПУЦА, зарегистрированных в других юрисдикциях, за осуществление деятельности на территории Республики Казахстан.
  • Актуализация критериев подозрительных операций по выявлению операций, связанных с незаконным оборотом цифровых активов.
  • Актуализация типологий по выявлению операций, связанных с незаконным оборотом цифровых активов.
  • Проведение масштабной информационной кампании через медиа и социальные сети о рисках ОД/ФТ с использованием цифровых активов и привлечением к разъяснительной работе экспертов.
  • Проведение семинаров и курсов для СФМ по повышению уровня осведомленности о рисках ОД/ФТ с использованием криптовалют.
  • Обеспечение блокировки приложений нелицензированных в Республике Казахстан ПУЦА, находящихся в цифровых платформах распространения программных обеспечений для мобильных устройств (AppStore и PlayMarket).
  • Разработка совместного приказа, регламентирующего формирование реестра рисковых криптокошельков.
  • Проведение анализа нотариальных сделок с недвижимостью, о которых информация направляется в АФМ, с целью выявления потенциальных рисков ОД.
  • Разработка рекомендаций для СФМ в части отслеживания рыночных цен на недвижимость с учетом района, вида недвижимости, площади и других параметров.
  • Разработка методических рекомендаций для БВУ и риэлторов, направленных на повышение осведомленности о рисках, связанных с операциями с недвижимостью, с целью содействия добровольному внедрению внутренних процедур по проверке соответствия реальных владельцев объектов недвижимости и источников финансирования сделок.
  • Проведение сбора и анализа данных о недвижимости, связанных с ОД.
  • Разработка ключевых индикаторов для оценки уязвимостей сектора недвижимости к преступным схемам.
  • Разработка методики выявления признаков необоснованного богатства через приобретение элитной недвижимости при отсутствии задекларированных или подтвержденных легальных доходов.
  • Организация ведения статистического учета объектов элитной недвижимости, приобретенной при признаках необоснованного богатства и отсутствии подтвержденных доходов.
  • Проведение анализа сделок с драгоценными металлами, камнями и ювелирными изделиями из них, о которых информация не направляется в АФМ, с целью выявления потенциальных рисков ОД.
  • Разработка методических рекомендаций для операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний с целью содействия добровольному внедрению внутренних процедур по проведению проверок, направленных на сопоставление официальных доходов клиентов с их фактическими расходами, а также на усиление процедур проверки клиентов и источников финансирования сделок.
  • Разработка методики расчета статистики криминального использования драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также объема наличных средств в деятельности операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний.
  • Разработка форм учета и организация ведения статистики по криминальному использованию драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также объема наличных средств в деятельности операторов драгоценных металлов, камней и ювелирных компаний.
  • Организация работы по информированию операторов драгоценных металлов об обязательности направления сообщений в АФМ в случаях, установленных законодательством.
  • Определение уникального кода для операций с предметами роскоши.
  • Усиление мониторинга сделок, связанных с приобретением и продажей предметов роскоши.
  • Предусмотрение признаков подозрительности по операциям, связанным с куплей-продажей автотранспортных средств.
  • Проведение СОР использования ЮЛ и иностранных структур без образования ЮЛ в преступных схемах ОД в соответствии с обновленными Р.24 и Р.25 ФАТФ.
  • Предусмотрение признаков подозрительности по операциям, связанным с возможным использованием ЮЛ, иностранных структур без образования ЮЛ в преступных целях ОД/ФТ.
  • Разработка профиля ЮЛ для оценки рисков его вовлечения в ОД на основе риск-ориентированного подхода.
  • Разработка типологии, связанной с использованием трастов в преступных целях ОД.
  • Расширение сведений, подлежащих передаче посредством интеграции аппаратно-программных комплексов организаторов игорного бизнеса.
  • Выработка эффективной стратегии по предотвращению ФРОМУ и совершенствованию регуляторных механизмов по противодействию ФРОМУ.
  • Разработка обучающего курса по вопросам противодействия ФРОМУ.

Постановление вводится в действие с 22 ноября.