Новые меры противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма введут в Казахстане

Сенат Парламента 4 сентября 2025 года одобрил в двух чтениях поправки по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, сообщает prosud.kz.
Документ направлен на адаптацию национального законодательства под изменяющиеся реалии финансового рынка, а также на реализацию международных обязательств по соответствию мировым стандартам в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, выработанным Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Что изменится:
- получение разрешения на выпуск исключительно именных ценных бумаг;
- внесут изменения в понятие "безупречная деловая репутация" в части установления нормы, предусматривающей внедрение мер и процедур, препятствующих лицам, связанным с преступниками, владеть значительной или контролирующей долей в финансовом учреждении;
- установят запрет на учреждение банков-"ширм";
- внедрят скоринговую или автоматизированную систему, осуществляющую риск-идентификацию клиентов субъектов финансового мониторинга;
- закрепят за АФМ проведение анализа и мониторинга деятельности некоммерческих организаций на предмет выявления рисков финансирования терроризма;
- пересмотрят подходы к проведению оценки рисков, включая разграничение понятий: национальная оценка рисков и секторальная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- введут новых субъектов финансового мониторинга (операторы сотовой связи, НАО ГК "Правительство для граждан", клиринговые центры по сделке с финансовыми инструментами) с закреплением уполномоченного органа, осуществляющего госконтроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- пересмотрят пороговые суммы по операциям с деньгами или иным имуществом, в случаях превышения которых данные операции будут подпадать под финансовый мониторинг;
- установят пороговые суммы по операциям с цифровыми активами, движимым имуществом, получению выигрыша в безналичной форме;
- установят нормы, предусматривающие возможность по исключению организации и физического лица из перечня организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма, отбывшего уголовное наказание, но срок погашения или снятия судимости которого еще не наступил;
- АФМ на своем интернет-ресурсе будет размещать заключения об исключении организаций и физических лиц из перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма и связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения (ФТ/ФРОМУ);
- дополнят права и обязанности АФМ, в том числе по утверждению критериев отбора организаций или физических лиц, причастных к ФТ/ФРОМУ, направлению в заинтересованные государственные органы информации о деятельности рисковых субъектов финансового мониторинга;
- внедрят понятия "финансирование оружия массового уничтожения", "иностранный траст", "скоринговый модуль", "личный кабинет".
Помимо этого, проектом закона предусмотрены поправки, направленные на внедрение обязательства по направлению сообщений о подозрительной деятельности, что соответствует реализации Концепции развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы.
Сведения, информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, а также документы, подтверждающие исполнение требований, установленные законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, субъектами финансового мониторинга предоставляются посредством личного кабинета.
Личный кабинет субъекта финансового мониторинга содержит:
- результаты оценки степени подверженности услуг (продуктов) рискам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
- правила внутреннего контроля;
- сертификат о прохождении тестирования на знание законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Порядок ведения личного кабинета устанавливается уполномоченным органом.
Субъекты финансового мониторинга обязаны регистрироваться в личном кабинете на выделенных каналах связи уполномоченного органа вне зависимости от наличия информации и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.
Сбор сведений и информации о подозрительной деятельности клиента, подлежащей финансовому мониторингу
Субъекты финансового мониторинга предоставляют в уполномоченный орган сведения и информацию о подозрительной деятельности, подлежащей финансовому мониторингу, которая содержит данные о субъекте финансового мониторинга, об операциях, а также информацию об участниках операции, признаках определения подозрительной деятельности, дополнительную информацию по подозрительной деятельности, подлежащей финансовому мониторингу.
Сведения и информация о подозрительной деятельности клиента, подлежащей финансовому мониторингу, субъектами финансового мониторинга предоставляются не позднее трех рабочих дней, следующих за днем признания деятельности клиента подозрительной.
Порядок предоставления субъектами финансового мониторинга сведений и информации о подозрительной деятельности клиента, подлежащей финансовому мониторингу, и признаки определения подозрительной деятельности клиента определяются уполномоченным органом по согласованию с государственными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Законопроект направлен на подпись главе государства.