В Казахстане принята Концепция торговой политики до 2030 года

Сегодня, 09:02
Эльмира Караева
Фото: pixabay
Постановлением правительства РК от 27 ноября 2025 года утверждена Концепция торговой политики Республики Казахстан до 2030 года, сообщает prosud.kz.
Читать на сайте prosud.kz

Торговля занимает ключевую роль в экономике Казахстана, обеспечивая устойчивый рост, повышение производительности и улучшение качества жизни граждан.

В условиях глобальных изменений и вызовов, таких как геополитическая нестабильность, рост протекционизма и изменения в структурах мировой торговли, Казахстан стремится укрепить свои позиции в качестве стабильного, предсказуемого торгового и инвестиционного регионального партнера для глобальных игроков, –говорится в документе.

Миссия торговой политики Казахстана до 2030 года заключается в создании устойчивых связей между этапами производства, хранения и реализации продукции во внутренней и внешней торговле, обеспечивающих комфортные условия для всех участников:

Концепция направлена на формирование экосистемы торговли, основанной на цифровых технологиях, высокой эффективности торговых процессов, на принципах честной конкуренции, защите интересов потребителей, поддержке отечественного производства, интеграции в глобальные цепочки поставок и развитии Казахстана как ключевого торгового и логистического хаба Центральной Азии.

Долгосрочным видением торговой отрасли, заложенным в данной Концепции, является ее становление в качестве одного из ключевых драйверов экономического роста и повышения производительности в стране благодаря "сквозной" отраслевой природе и важной роли в национальной экономике.

В Концепции представлен новый подход к развитию торговли – целостное рассмотрение торговли как полноценной, самостоятельной отрасли экономики с совокупностью собственных, специфичных для нее приоритетов и вызовов.

Основополагающими целями развития торговли являются защита и продвижение экономических интересов страны и ее граждан – потребителей, работников и предпринимателей.

Важным принципом развития торговли является синхронизация торговой политики с другими ключевыми государственными политиками, прежде всего, с промышленной, транспортной политиками, политикой в области развития АПК, энергетики, развития трудовых ресурсов и других. В практическом смысле это означает, что инструменты торговой политики будут применяться для достижения общенациональных задач развития экономики страны по двукратному росту ВВП.

Ключевыми принципами в регулировании торговли остаются приверженность рыночным механизмам и стремление к снижению регуляторной нагрузки на предпринимательство.

Также важными принципами будут:

В рамках Концепции выделены 3 основных направления развития:

Направление 1. Формирование экосистемы современной торговли

Формирование экосистемы современной торговли предполагает цифровую трансформацию торговли, развитие современных и организованных форматов, внедрение инновационных технологий и аналитики на основе ИИ. Основные направления включают: создание прозрачной системы маркировки и прослеживаемости товаров, оцифровку рынков и оптовой торговли, интеграцию информационных систем, укрепление электронной и биржевой торговли, а также развитие франчайзинга и кооперативов. Реализация этих мер обеспечит рост конкурентоспособности торговли, повышение качества товаров и услуг, а также расширение возможностей для предпринимателей и экспортеров.

Направление 2. Создание условий для роста отечественного производства и продвижения экспорта

Содействие развитию отечественного производства является одним из ключевых направлений торговой политики и включает в себя две взаимосвязанные стратегические задачи: защиту внутреннего рынка и продвижение экспорта с высокой добавленной стоимостью.

Данная политика направлена на переход от традиционной модели "купи-продай" к модели "произведи-продай", что позволит не только насытить внутренний рынок качественной отечественной продукцией, но и обеспечить значительный рост несырьевого экспорта. В результате ожидаются структурная трансформация внешнеторгового баланса, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в экспорте и снижение зависимости от импорта.

Направление 3. Всесторонняя защита прав потребителей, повышение безопасности и качества товаров и услуг

Всесторонняя защита прав потребителей, повышение безопасности и качества товаров и услуг – ключевые условия для формирования справедливой и прозрачной торговой среды.

Основные направления включают усиление защиты прав потребителей, повышение безопасности продукции через эффективное нормирование и контроль, а также внедрение механизмов для улучшения качества товаров и услуг.

Создание действенных инструментов регулирования, мониторинга и сертификации обеспечит доверие граждан к торговой системе, стимулирует развитие добросовестной конкуренции и повысит уровень потребительского комфорта и безопасности.

План действий по реализации Концепции включает в себя, в частности, следующее:

Постановление введено в действие с 27 ноября.

Законодательство Обзор НПА Правительство РК Казахстан
Читайте также