В Казахстане принята Концепция торговой политики до 2030 года
Постановлением правительства РК от 27 ноября 2025 года утверждена Концепция торговой политики Республики Казахстан до 2030 года, сообщает prosud.kz.
Торговля занимает ключевую роль в экономике Казахстана, обеспечивая устойчивый рост, повышение производительности и улучшение качества жизни граждан.
В условиях глобальных изменений и вызовов, таких как геополитическая нестабильность, рост протекционизма и изменения в структурах мировой торговли, Казахстан стремится укрепить свои позиции в качестве стабильного, предсказуемого торгового и инвестиционного регионального партнера для глобальных игроков, –говорится в документе.
Миссия торговой политики Казахстана до 2030 года заключается в создании устойчивых связей между этапами производства, хранения и реализации продукции во внутренней и внешней торговле, обеспечивающих комфортные условия для всех участников:
- потребителей – через доступ к отечественным и международным товарам по справедливой цене в удобных форматах;
- производителей – через предсказуемые и выгодные каналы сбыта;
- субъектов торговли – через легальные и комфортные условия для ведения и развития бизнеса, выполняя роль связующего звена между спросом и предложением.
Концепция направлена на формирование экосистемы торговли, основанной на цифровых технологиях, высокой эффективности торговых процессов, на принципах честной конкуренции, защите интересов потребителей, поддержке отечественного производства, интеграции в глобальные цепочки поставок и развитии Казахстана как ключевого торгового и логистического хаба Центральной Азии.
Долгосрочным видением торговой отрасли, заложенным в данной Концепции, является ее становление в качестве одного из ключевых драйверов экономического роста и повышения производительности в стране благодаря "сквозной" отраслевой природе и важной роли в национальной экономике.
В Концепции представлен новый подход к развитию торговли – целостное рассмотрение торговли как полноценной, самостоятельной отрасли экономики с совокупностью собственных, специфичных для нее приоритетов и вызовов.
Основополагающими целями развития торговли являются защита и продвижение экономических интересов страны и ее граждан – потребителей, работников и предпринимателей.
Важным принципом развития торговли является синхронизация торговой политики с другими ключевыми государственными политиками, прежде всего, с промышленной, транспортной политиками, политикой в области развития АПК, энергетики, развития трудовых ресурсов и других. В практическом смысле это означает, что инструменты торговой политики будут применяться для достижения общенациональных задач развития экономики страны по двукратному росту ВВП.
Ключевыми принципами в регулировании торговли остаются приверженность рыночным механизмам и стремление к снижению регуляторной нагрузки на предпринимательство.
Также важными принципами будут:
- Обеспечение безопасности, высокого качества и конкурентоспособности продукции, соблюдение международных стандартов качества, признание результатов измерений и испытаний на международном уровне, что укрепляет позиции казахстанских товаров и услуг на мировых рынках.
- Равенство и справедливость, обеспечение равных условий для субъектов торговой деятельности, независимо от их размера и уровня развития, поощрение создания недискриминационной, справедливой и открытой торговой системы, основанной на международных правилах.
- Поддержка устойчивого развития, реализация принципов ответственного потребления и производства, защита окружающей среды и обеспечение достойных условий труда.
В рамках Концепции выделены 3 основных направления развития:
- формирование экосистемы современной торговли, обеление и повышение производительности торговой отрасли;
- создание условий для роста отечественного производства и продвижения экспорта;
- всесторонняя защита прав потребителей, повышение безопасности, качества товаров и услуг.
Направление 1. Формирование экосистемы современной торговли
Формирование экосистемы современной торговли предполагает цифровую трансформацию торговли, развитие современных и организованных форматов, внедрение инновационных технологий и аналитики на основе ИИ. Основные направления включают: создание прозрачной системы маркировки и прослеживаемости товаров, оцифровку рынков и оптовой торговли, интеграцию информационных систем, укрепление электронной и биржевой торговли, а также развитие франчайзинга и кооперативов. Реализация этих мер обеспечит рост конкурентоспособности торговли, повышение качества товаров и услуг, а также расширение возможностей для предпринимателей и экспортеров.
Направление 2. Создание условий для роста отечественного производства и продвижения экспорта
Содействие развитию отечественного производства является одним из ключевых направлений торговой политики и включает в себя две взаимосвязанные стратегические задачи: защиту внутреннего рынка и продвижение экспорта с высокой добавленной стоимостью.
Данная политика направлена на переход от традиционной модели "купи-продай" к модели "произведи-продай", что позволит не только насытить внутренний рынок качественной отечественной продукцией, но и обеспечить значительный рост несырьевого экспорта. В результате ожидаются структурная трансформация внешнеторгового баланса, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в экспорте и снижение зависимости от импорта.
Направление 3. Всесторонняя защита прав потребителей, повышение безопасности и качества товаров и услуг
Всесторонняя защита прав потребителей, повышение безопасности и качества товаров и услуг – ключевые условия для формирования справедливой и прозрачной торговой среды.
Основные направления включают усиление защиты прав потребителей, повышение безопасности продукции через эффективное нормирование и контроль, а также внедрение механизмов для улучшения качества товаров и услуг.
Создание действенных инструментов регулирования, мониторинга и сертификации обеспечит доверие граждан к торговой системе, стимулирует развитие добросовестной конкуренции и повысит уровень потребительского комфорта и безопасности.
План действий по реализации Концепции включает в себя, в частности, следующее:
- Внедрение единого формата каталога товаров.
- Внедрение информационной системы по торговле и защите прав потребителей.
- Обеспечение интеграции информационной системы технического регулирования с информационной системой "Кеден".
- Установление административной ответственности за реализацию товаров без кодов идентификационных знаков, для товаров, подлежащих обязательной маркировке и прослеживаемости.
- Внедрение ИИ "Виртуальный помощник по подбору лабораторной базы" для проведения испытании.
- Расширение перечня биржевых товаров (строительные материалы, товары АПК), включая увеличение минимальной доли и объемов товаров (нефтепродукты, цемент, пшеница, сахар, мука, картофель, ячмень), подлежащих обязательной реализации через товарную биржу.
- Развитие инфраструктуры электронной торговли (фулфилмент центры, таможенные склады,пункты выдачи/приемки товаров).
- Модернизация торговых рынков.
- Формирование инфраструктуры кооперации сельхозтоваропроизводителей, розничной торговли и логистических компаний.
- Введение новых регуляторных мер в сфере защиты прав потребителей: институт омбудсмена по защите прав потребителей; оптимизация процедуры подачи и рассмотрения жалоб потребителей.
- Реализация социального проекта "Сапалы Өнім", направленного на защиту внутреннего рынка и потребителей от контрафактной и небезопасной продукции.
- Внедрение новых национальных стандартов, предусматривающих современные требования к торговой инфраструктуре.
- Проработка вопроса строительства нового эталонного центра, соответствующего международным стандартам и др.
Постановление введено в действие с 27 ноября.