По оперативным данным за 2023 года в комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило порядка 43 тыс. обращений.
Из общего числа:
В том числе, через систему e-otinish поступило 15 727 обращений.
Как показывает анализ жалоб, не каждый потребитель желает самостоятельно разрешать потребительский спор с предпринимателем, доказывая свою правоту, – пресс-служба КЗПП
С 1 января 2021 года запущена и функционирует Единая информационная система защиты прав потребителей e-tutynushy.kz, которая предназначена для оперативного и качественного рассмотрения обращений потребителей
Потребитель, прежде чем обращаться в уполномоченный орган, вправе решить вопрос напрямую с субъектом бизнеса. Если субъект бизнеса не ответит на обращение в течение 10 дней, потребитель обращается в адрес государственного органа в сфере защиты прав потребителей.
Потребителю нужно зарегистрироваться на сервисе, указав ФИО, ИИН, электронный адрес и телефон для обратной связи.
Находясь в торговой точке (на месте оказания услуги, выполнения работы), необходимо на главной странице www.e-tutynushy.kz выбрать организацию для подачи обращения, перейти на «отправить обращение», затем заполнить форму.
Основное условие для подачи обращений – наличие документов, подтверждающих возникновение потребительского спора с субъектом бизнеса.
Для этого предприниматель должен зарегистрироваться в e-tutynushy.kz, что позволит ему:
Согласно ст. 6-3 закона «О защите прав потребителей» регистрация субъектов бизнеса в ЕИС является добровольной.
В декабре 2021 года была проведена интеграция платформы e-tutynushy.kz и e-otinish.kz, в случаях если потребитель не получил ответ в течение 10 дней от субъекта бизнеса, то потребитель вправе перейти по ссылке eOtinish для обращения в уполномоченный госорган.
В ЕИС реализована первая ступень рассмотрения жалоб потребителей к представителям бизнеса.
За консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» КЗПП: 8 (7172) 74-98-32, 75-06-49, 74-98-36.