Как пожаловаться на предпринимателя через систему e-tutynushy

27.12.2023
Алан Марат
gov.kz
Читайте нас в

Жалобы на нарушения прав потребителей растут с каждым годом. Увеличение роста жалоб свидетельствует, с одной стороны, о повышении уровня потребительской культуры, с другой – о росте недобросовестной предпринимательской деятельности, сообщает prosud.kz.

По оперативным данным за 2023 года в комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило порядка 43 тыс. обращений.

Из общего числа:

  • правовую помощь оказали 21 059 потребителям;
  • удовлетворили 15 042 требования потребителей;
  • в рамках АППК направлены в профильные министерства и комитеты по компетенции для проведения совместной работы 5 587 дел
  • 1 290 отзывов, остатков, исковой работы.

В том числе, через систему e-otinish поступило 15 727 обращений.

Как показывает анализ жалоб, не каждый потребитель желает самостоятельно разрешать потребительский спор с предпринимателем, доказывая свою правоту, – пресс-служба КЗПП

С 1 января 2021 года запущена и функционирует Единая информационная система защиты прав потребителей e-tutynushy.kz, которая предназначена для оперативного и качественного рассмотрения обращений потребителей

Потребитель, прежде чем обращаться в уполномоченный орган, вправе решить вопрос напрямую с субъектом бизнеса. Если субъект бизнеса не ответит на обращение в течение 10 дней, потребитель обращается в адрес государственного органа в сфере защиты прав потребителей.

Как разместить жалобу в ЕИС?

Потребителю нужно зарегистрироваться на сервисе, указав ФИО, ИИН, электронный адрес и телефон для обратной связи.

Находясь в торговой точке (на месте оказания услуги, выполнения работы), необходимо на главной странице www.e-tutynushy.kz выбрать организацию для подачи обращения, перейти на «отправить обращение», затем заполнить форму.

Основное условие для подачи обращений – наличие документов, подтверждающих возникновение потребительского спора с субъектом бизнеса.

Как предпринимателю увидеть эту жалобу?

Для этого предприниматель должен зарегистрироваться в e-tutynushy.kz, что позволит ему:

  • получать жалобы от потребителей напрямую;
  • своевременно урегулировать спор на первом этапе, разрешив его мирным путем «здесь и сейчас», без участия внешних сторон, что гораздо выгоднее и предпринимателю, и потребителю;
  • повысить юридическую грамотность и качество обслуживания потребителей;
  • положительное влияние на деловую репутацию.

Согласно ст. 6-3 закона «О защите прав потребителей» регистрация субъектов бизнеса в ЕИС является добровольной.

В декабре 2021 года была проведена интеграция платформы e-tutynushy.kz и e-otinish.kz, в случаях если потребитель не получил ответ в течение 10 дней от субъекта бизнеса, то потребитель вправе перейти по ссылке eOtinish для обращения в уполномоченный госорган.

В ЕИС реализована первая ступень рассмотрения жалоб потребителей к представителям бизнеса.

За консультацией по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться на телефон «горячей линии» КЗПП: 8 (7172) 74-98-32, 75-06-49, 74-98-36.