По первому вопросу коллегия уделила внимание реализации поручения министра торговли и интеграции по разработке новых и применению действующих национальных стандартов сферах — туризме, транспорте, медицине и других, где население больше всего не удовлетворено качеством услуг.
В частности, в 2023 году были разработаны:
С 2024 года ведется разработка еще семи национальных стандартов — на туристские услуги, включая потребности лиц с ограниченными возможностями, услуги автовокзалов и такси, а также на сервисы доставки товаров и электронной торговли.
По второму вопросу коллегия рассмотрела результаты рассмотрения обращений потребителей, практику госконтроля и судебной защиты прав граждан, реализацию проекта "Сапалы өнім", а также дали оценку эффективности деятельности территориальных подразделений за отчетный период.
Рост обращений
За шесть месяцев 2025 года Комитетом и территориальными департаментами рассмотрено 37 090 обращений от граждан, что на 151,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2024 году — 24 441 обращение).
Поступление обращений происходило через:
Наиболее частые темы — розничная торговля (41,2%), электронная коммерция (26,3%), услуги ЖКХ, бытовое обслуживание и общепит.
Усиление контроль
В ответ на поступающие сигналы потребителей, территориальными департаментами проведено 618 проверок субъектов предпринимательства, что на 108% больше, чем годом ранее.
Лидерами по количеству проверок стали города Шымкент (115), Астана (65) и Туркестанская область (69).
В результате нарушений:
Судебная защита
За первое полугодие 2025 года Комитет участвовал в 82 судебных процессах, включая 8 собственных исков. Принято 215 предписаний об устранении нарушений.
По итогам проведенных мерроприятий права потребителей защищены на сумму 1,3 млрд тенге, что на 170% больше, чем за тот же период прошлого года. Наибольший объем возмещений обеспечили департаменты Алматы (454 млн тенге), Астаны (221 млн тенге) и Шымкента (118 млн тенге).
Резонансные дела
По трем ключевым критериям Комитет зафиксировал 200 защищенных потребителей на сумму почти 1 млрд тенге:
"Сапалы өнім": каждый второй товар — с нарушениями
В рамках контроля качества товаров в рамках проекта "Сапалы өнім" закуплено 346 образцов продукции. В 50% случаев выявлены нарушения: