Итоги работы за первое полугодие подвели в Комитете по защите прав потребителей

В Комитете по защите прав потребителей состоялось расширенное заседание коллегии, на котором были подведены итоги работы за первое полугодие 2025 года, сообщает prosud.kz.
По первому вопросу коллегия уделила внимание реализации поручения министра торговли и интеграции по разработке новых и применению действующих национальных стандартов сферах — туризме, транспорте, медицине и других, где население больше всего не удовлетворено качеством услуг.
В частности, в 2023 году были разработаны:
- 6 национальных стандартов на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- 2 стандарта на финансовые услуги, включая доступность для лиц с инвалидностью;
- 2 стандарта на туристские услуги;
- 2 стандарта на образовательные услуги;
- 2 стандарта на услуги транспорта.
С 2024 года ведется разработка еще семи национальных стандартов — на туристские услуги, включая потребности лиц с ограниченными возможностями, услуги автовокзалов и такси, а также на сервисы доставки товаров и электронной торговли.
По второму вопросу коллегия рассмотрела результаты рассмотрения обращений потребителей, практику госконтроля и судебной защиты прав граждан, реализацию проекта "Сапалы өнім", а также дали оценку эффективности деятельности территориальных подразделений за отчетный период.
Рост обращений
За шесть месяцев 2025 года Комитетом и территориальными департаментами рассмотрено 37 090 обращений от граждан, что на 151,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2024 году — 24 441 обращение).
Поступление обращений происходило через:
- еOtinish и ОДО – 63,8% (23 676);
- Горячую линию – 21,4% (7 923);
- Telegram-бот – 3,9% (1 430);
- Личные приемы – 10,9% (4 061).
Наиболее частые темы — розничная торговля (41,2%), электронная коммерция (26,3%), услуги ЖКХ, бытовое обслуживание и общепит.
Усиление контроль
В ответ на поступающие сигналы потребителей, территориальными департаментами проведено 618 проверок субъектов предпринимательства, что на 108% больше, чем годом ранее.
Лидерами по количеству проверок стали города Шымкент (115), Астана (65) и Туркестанская область (69).
В результате нарушений:
- 351 субъект привлечен к ответственности в виде штрафа на сумму 12,3 млн тенге;
- 331 субъекту вынесено предупреждение.
Судебная защита
За первое полугодие 2025 года Комитет участвовал в 82 судебных процессах, включая 8 собственных исков. Принято 215 предписаний об устранении нарушений.
По итогам проведенных мерроприятий права потребителей защищены на сумму 1,3 млрд тенге, что на 170% больше, чем за тот же период прошлого года. Наибольший объем возмещений обеспечили департаменты Алматы (454 млн тенге), Астаны (221 млн тенге) и Шымкента (118 млн тенге).
Резонансные дела
По трем ключевым критериям Комитет зафиксировал 200 защищенных потребителей на сумму почти 1 млрд тенге:
- Свыше 5 млн тенге — 42 потребителя, 923,3 млн тенге.
- По одному и тому же вопросу (5+ человек) — 89 потребителей, 27,7 млн тенге.
- Защита неопределенного круга лиц (10+ человек) — 69 потребителей, 14,3 млн тенге.
"Сапалы өнім": каждый второй товар — с нарушениями
В рамках контроля качества товаров в рамках проекта "Сапалы өнім" закуплено 346 образцов продукции. В 50% случаев выявлены нарушения:
- 80% — несоответствие маркировке;
- 20% — нарушение санитарных норм (просрочка, состав, отсутствие документов).
- Привлечены к ответственности 60 предпринимателей.