Обычно участников просят внести первоначальный взнос, обещая при этом доходность, значительно превышающую рыночные показатели.
Такие компании часто ведут агрессивную рекламную кампанию, используя интернет и соцсети, и предлагают дополнительные вознаграждения за привлечение новых клиентов.
Зачастую у подобных организаций отсутствует прозрачная информация о финансовом состоянии, а также лицензии на привлечение вкладов или на ведение деятельности на рынке ценных бумаг, выданные Агентством по регулированию и развитию финансового рынка.
Во-вторых, у классических финансовых пирамид может быть много названий, но принцип работы один.
Доход участников формируется исключительно за счет привлечения новых вкладчиков, а выплаты ранним участникам производятся из средств, внесенных последующими. Мошенники становятся все более изощренными, используя современные IT-технологии, манипуляции эмоциями и навыки ораторского искусства. Важную роль в продвижении финансовых пирамид играют социальные сети и мессенджеры, что значительно упрощает привлечение новых жертв.
При этом важно понимать разницу между финансовой пирамидой и сетевым маркетингом. В последнем участники получают вознаграждения за реализацию продукции, которая является основой их дохода. В случае с финансовой пирамидой единственным источником дохода остаются деньги новых участников, — пресс-служба АРРФР
В-третьих, финансовые пирамиды могут маскироваться под букмекерские конторы и инвестирование.
Мошеннические «букмекеры» могут обещать гарантированные выигрыши, не имея при этом лицензии. Они нередко отправляют фиктивные чеки через мессенджеры, в то время как легальные компании предоставляют электронные или кассовые чеки, подтверждающие ставки.
Инвестиционные пирамиды представляют еще одну популярную схему. В этом случае участникам предлагают вложить деньги в «высокодоходные» онлайн-проекты, при этом привлечение новых людей может быть необязательным.
Организаторы собирают деньги, обещая баснословные доходы после запуска проекта, но затем просто исчезают с собранными средствами.