Как составляют Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан

17.04.2025
Автор материала: Эльмира Караева
планшет с документами Фото: pixabay
Читайте нас в:

Министр финансов РК приказом от 11 апреля 2025 года утвердил Правила составления и внесения изменений и дополнений в Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан, сообщает prosud.kz.

Бюджетная классификация является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов, – говорится в тексте.

Бюджетная классификация составляется на основе законодательных актов РК, указов президента, постановлений правительства, решений областного маслихата, маслихата города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) маслихата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Бюджетного кодекса Бюджетная классификация включает в себя:

  • классификацию поступлений бюджета;
  • функциональную классификацию расходов бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджета.

Бюджетная классификация ведется в информационной системе (Система).

Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, на основании законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, а также нормативных правовых актов Республики Казахстан, определяемых законодательством Республики Казахстан, которые устанавливают налоги, платежи и другие поступления в бюджет.

Группировка классификации поступлений бюджета состоит из:

  • категорий, которые представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам. Классификационный код категории состоит из 1 знака;
  • классов, которые группируют поступления по их источникам и видам. Классификационный код класса состоит из 2 (двух) знаков;
  • подклассов, которые группируют поступления более детально по их источникам и видам. Классификационный код подкласса состоит из 1 знака;
  • специфик, которые определяют вид платежа или поступления в бюджет. Классификационный код специфики состоит из 2 знаков.

Каждый вид поступлений имеет шестизначный код, который формируется из кодов всех уровней классификации поступлений.

До 31 декабря 2025 года Классификация поступлений бюджета включает в себя категории:

  • 1 "Налоговые поступления";
  • 2 "Неналоговые поступления";
  • 3 "Поступления от продажи основного капитала";
  • 4 "Поступления трансфертов";
  • 5 "Погашение бюджетных кредитов";
  • 6 "Поступления от продажи финансовых активов государства";
  • 7 "Поступление займов";
  • 8 "Используемые остатки бюджетных средств".

С 1 января 2026 года Классификация поступлений бюджета включает в себя следующие основные категории:

  • 1 "Налоговые поступления";
  • 2 "Неналоговые поступления";
  • 3 "Поступления от продажи основного капитала";
  • 4 "Специальные поступления";
  • 5 "Поступления трансфертов";
  • 6 "Погашение бюджетных кредитов";
  • 7 "Поступления от продажи финансовых активов государства";
  • 8 "Поступление займов";
  • 9 "Используемые остатки бюджетных средств".

Функциональная классификация расходов бюджета

Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:

  • функциональные группы;
  • функциональные подгруппы;
  • администраторы бюджетных программ;
  • бюджетные программы (подпрограммы).

Расходы бюджета в зависимости от функций, выполняемых органами государственного управления, классифицируются по следующим функциональным группам:

  • 01 "Государственные услуги общего характера";
  • 02 "Оборона";
  • 03 "Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность";
  • 04 "Образование";
  • 05 "Здравоохранение";
  • 06 "Социальная помощь и социальное обеспечение";
  • 07 "Жилищно-коммунальное хозяйство";
  • 08 "Культура, спорт, туризм и информационное пространство";
  • 09 "Топливно-энергетический комплекс и недропользование";
  • 10 "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения";
  • 11 "Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность";
  • 12 "Транспорт и коммуникации";
  • 113 "Прочие";
  • 14 "Обслуживание долга";
  • 15 "Трансферты";
  • 16 "Погашение займов".

Функциональная подгруппа конкретизирует группы задач по каждому стратегическому приоритету развития страны внутри функциональной группы. Классификационный код функциональной подгруппы состоит из 1 знака.

Администраторами республиканских бюджетных программ являются центральные исполнительные и иные центральные государственные органы, а администраторы местных бюджетных программ определяются исходя из базовой структуры местного государственного управления, утверждаемой правительством, и схемы управления соответствующей административно-территориальной единицей, утверждаемой соответствующим маслихатом.

Каждому администратору бюджетных программ присваивается индивидуальный классификационный код, который состоит из 3 знаков.

Бюджетная программа администратора республиканских бюджетных программ, разрабатывающего план развития государственного органа, определяет направление расходов республиканского бюджета, взаимоувязанное с целями, определенными в плане развития государственного органа.

Классификационный код бюджетной программы состоит из 3 знаков.

При этом бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются:

в зависимости от содержания на:

  • осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
  • предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
  • предоставление бюджетных кредитов;
  • осуществление бюджетных инвестиций;
  • осуществление капитальных расходов;
  • выполнение обязательств государства;

до 31 декабря 2025 года:

  • вложение целевого вклада;
  • целевое перечисление;
  • целевой взнос.

в зависимости от уровня государственного управления на:

  • республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
  • областные, городов республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов городов республиканского значения, столицы;
  • районные (городские), утверждаемые в составе районного (города областного значения) бюджета;
  • бюджетные программы района в городе, утверждаемые в составе бюджетов городов республиканского значения, столицы, города областного значения;
  • бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета города районного значения, сел, поселков, сельских округов;
  • бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения) или районного (города областного значения) бюджета, бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

в зависимости от способа реализации на:

  • индивидуальные бюджетные программы (подпрограммы), реализуемые одним администратором;
  • распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.

Экономическая классификация состоит из следующих категорий:

  • 1 "Текущие затраты", для отражения затрат, связанных с осуществлением государственными учреждениями своих функций;
  • 2 "Капитальные затраты", для отражения затрат, связанных с созданием, восстановлением или приобретением основного капитала;
  • 3 "Бюджетные кредиты", для отражения денег, выделяемых из бюджета на возвратной, срочной и платной основе;
  • 4 "Приобретение финансовых активов", для отражения расходов, связанных с операциями по приобретению в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций;
  • 5 "Погашение займов", для отражения расходов на погашение основного долга по займам;
  • 6 "Выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства", для отражения расходов на выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства.

Бюджетная классификация утверждается после принятия закона РК о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.

Введение новых, исключение или изменение действующих видов поступлений бюджета в Бюджетной классификации производится центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию на основании соответствующего нормативного правового акта.

Введение новых, исключение или изменение действующих администраторов республиканских бюджетных программ осуществляется в случае образования, ликвидации, реорганизации, а также при изменении функций центральных государственных органов.

Введение новой, исключение или изменение действующей специфики экономической классификации расходов производится центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом предложений государственных органов.

Приказ вводится в действие с 27 апреля, за исключением норм, которые вводятся с 1 января 2026 года.

Мы сообщали, что Единую бюджетную классификацию на 2026 год утвердили в Казахстане.